В настоящее время существуют различные типы упаковочного оборудования, отличающиеся друг от друга в основном степенью автоматизации и числом дозаторов, зависящим от количества фасуемых компонентов. Производительность полуавтоматических машин составляет 10-12 пак./мин, автоматических - 25-28 пак./мин. На рынке оборудования в России уже появились и высокоскоростные дорогостоящие автоматические линии, которые еще и формируют пакеты из полотна, их производительность при многоручьевом исполнении может достигать 250 пак./ мин, что уже превосходит скорость, которая достигается при расфасовке продуктов в стеклянную или жестяную тару. То есть приобретение таких фасовочных линий сразу дает выигрыш в производительности. При упаковке продукции в «дой-пак» существуют два пути: 1) сначала на оборудовании формируется пакет из пленки (завариваются боковые швы), затем фасуется продукт и в завершение сваривается верхний шов; 2) фасовка в уже готовый пакет и заваривание только одного шва. Но в первом варианте могут быть сложности, связанные с тем, что при изготовлении пакета из одного рулона пленки гарантированно герметично приварить дно в трех координатах достаточно сложно - не каждая машина справится с этим на «отлично». В результате пакеты могут протекать. От всех этих недостатков свободен пакет, произведенный на специальной машине, где он сваривается из трех рулонов пленок по особой технологии. DOY-PACK - пакет безопасный Пакеты из пластика гораздо безопаснее и проще в использовании, чем, например, жестяные банки. Возможен и вариант прозрачного пакета, когда потребитель видит, что находится внутри, и больше доверяет содержимому упаковки. Современные полимеры настолько стабильны, что не выделяют в пищевой продукт никаких вредных химических элементов даже при долгом хранении при температурах до 40 0С и более, что гарантирует полную безопасность использования таких пакетов для упаковки пищевых продуктов. Для вскрытия пакетов нет необходимости в использовании ножа или других подручных средств, что немаловажно для детей и подростков. Таким образом, спрос на полимерные пакеты для пищевых продуктов, экономящих время потребителей, делающих употребление продуктов проще, безопаснее и удобнее, а продукцию дешевле, формируется рыночным спросом на такие продукты, в том числе на кондитерские изделия, а не волей производителей продуктов. И процесс вытеснения полимерными пакетами стеклянной и металлической тары уже активно идет и на Западе, и у нас, в России. Именно рынок продовольствия дает почву для развития компаний, упаковывающих свою продукцию в полимерные пакеты из гибких барьерных материалов. Российский рынок DOY-PACK Сегодня преодолеваются и психологические барьеры покупателей, которые привыкли, что некоторые виды продуктов должны быть только в картонных коробках или в коррексах. Сегодня покупателя интересует не столько то, каким образом упакован продукт, сколько его вкусовые качества и удобство его хранения, переноски и употребления. Продукты снековой группы, к которым относятся и многие кондитерские изделия, употребление которых должно быть удобным и комфортным даже на ходу - это самый быстро растущий сегмент продовольственного рынка с динамикой роста 20-30 % и более в год, который определяется увеличивающейся динамикой жизни современного человека, когда времени на традиционное употребление пищи (чайные застолья, например) остается все меньше. И с этим нельзя не согласиться. Сегодня наиболее активно наряду с другими игроками осваивают динамично растущий российский рынок поставок оборудования для фасовки такой продукции в готовые полимерные пакеты, как и рынок поставок самих doy-pack и retort-пакетов и материалов для их производства, такие компании, как «Компания ОХТА», BOBST, «Рипак-М», «CLP», «УКРПЛАСТИК», PakkerMash, TESSA I.E.C. GROUP LTD, «СМАРТПЛАСТ», «Артпласт», EEC Prom Import. Для производителя продуктов питания и других товаров, желающего приобщиться к тенденции замещения традиционной стеклянной, ПЭТ и металлической упаковки пластиковым пакетом, и для новых фирм, уже сегодня в России существует достаточный выбор, как для приобретения технологического оборудования, так и для получения самой упаковки. Остается надеяться, что нынешние и будущие баталии между компаниями-производителями кондитерских изделий в борьбе за потребителя будут такими же цивилизованными, бескомпромиссными и честными, и принесут только пользу нашему покупателю. Вячеслав Лисогорский, руководитель коммерческого отдела компании «ОХТА» Журнал «Кондитерское и хлебопекарное дело» |