В мире немного компаний, продукцией которых ежедневно пользуется чуть ли не каждый человек на Земле. Мы наливаем молоко из аккуратных «кирпичиков» Tetra Brik, фруктовый сок – из «столбиков» Tetra Rex. Они уже настолько привычны, эти коробки с напитками, соусами, консервами – сейчас всевозможные упаковки Tetra Pak, выпускаемые почти по 160 млрд штук в год, красуются на прилавках магазинов и в холодильниках покупателей 190 стран. Между тем основателю шведской фирмы Рубену Раусингу понадобились десятилетия, чтобы придуманные им картонные молочные пакеты эволюционировали до современных упаковок. Сыновья предпринимателя Гэд и Ханс вместе продолжили дело отца, но затем их пути разошлись. Сегодня во главе бизнеса – третье поколение Раусингов, и перед детьми старшего брата Гэда стоит непростая задача – сохранить лидерство компании в условиях ужесточающейся конкуренции. Магия геометрии «Упаковка должна экономить больше, чем стоит сама», – любил повторять Рубен Раусинг. По правде говоря, рос будущий миллиардер в семье Андерссонов, но, чтобы выделиться среди многочисленных однофамильцев, присвоил себе армейское прозвище, пошедшее от названия шведского городка Раус, близ которого он родился. Несмотря на то что его родители не были богачами, молодому человеку удалось получить хорошее образование: после Стокгольмской школы экономики он окончил магистратуру Колумбийского университета (Нью-Йорк). В бурно развивающейся индустриальной Америке амбициозного и предприимчивого студента осенило: магазины самообслуживания, повсеместно открывающиеся в США, скоро приживутся и в Европе, а значит, жди колоссального спроса на расфасованные товары. Рубен Раусинг решил зря время не терять, вернуться на родину и заняться разработкой новой, экономичной и практичной... тары для продуктов. Но где взять денег? Основатель Electrolux Аксель Веннер-Грен идею не оценил и в такой стартап вложиться не захотел. Впоследствии, вероятно, пожалел. Партнером Рубена согласился стать его давний друг Эрик Окерлунд. С наименованием новой фирмы, зарегистрированной в 1929-м, приятели не мудрили: в Akerlund & Rausing начали производить упаковку для сыпучих продуктов и параллельно придумывать замену стеклянным бутылкам. К 1933 году Рубен Раусинг остался единоличным владельцем бизнеса: дела шли далеко не блестяще и товарищ продал ему свою долю. Инициативу создания картонных упаковок для молока никто не воспринимал всерьез, но предприниматель не сдавался, уже тогда четко следуя своим жизненным принципам: «Нужно научиться бросать вызов традициям и привычкам, верить в себя и делать то, что другие считают немыслимым». Ждать пришлось долго: хотя патент на инновационную «слоеную» (из картона, пластика и алюминия) тару в форме тетраэдра, изобретенную инженером Akerlund & Rausing Эриком Валленбергом, был получен еще в 1944-м, первую машину для разливания сливок в такие пакетики емкостью 100 мл на заводе Lundaortens Mejeriforening в шведском городе Лунд установили лишь спустя восемь лет. Впрочем, уже в 1951 году подразделение, работавшее над созданием этой упаковки, было выделено в дочернее предприятие Akerlund & Rausing, которое назвали Tetra Pak AB. Не всегда успех приходит быстро, но теперь он был поистине ошеломляющим: европейские производители молока и других безалкогольных напитков быстро разглядели достоинства компактной и удобной треугольной пирамидки и к 1959-му годовой объем ее выпуска достиг 1 млрд штук – для этого даже понадобилось налаживать лицензионное производство в восьми странах. А представленный четырьмя годами позже асептический пакет- параллелепипед Tetra Brik, позволяющий долго сохранять продукты свежими без добавления консервантов (он, кстати, широко используется до сих пор), окончательно и бесповоротно прописал шведскую компанию среди глобальных лидеров. «Еще ни разу в истории человечества математическая идея не находила столь удачного практического воплощения» – так гениальный датский физик, лауреат Нобелевской премии Нильс Бор определил значимость разработок Tetra Pak. Братские узы Сыновья Рубена Раусинга окунулись в дела отцовского предприятия еще в начале 1950-х. Они помогли диверсифицировать бизнес Akerlund & Rausing: помимо упаковки предлагались очистители воды и даже устройства для выдачи банкнот. В 1965 году Раусинги избавились от непрофильных активов, оставив лишь Tetra Pak, в развитие которой инвестировали все вырученные от сделки средства. Младший сын Ханс стал гендиректором, старший брат – его заместителем, а 70-летнему отцу досталось почетное кресло председателя совета директоров. Братья развернули бизнес с невиданным доселе размахом: их компания укрепилась на рынках СССР и США, куда сумела прорваться на заре 1960-х, в середине 1970-х начала окучивать Азию, заключив контракт с Ираном, а позднее с Китаем, и плюс ко всему подружилась с африканскими производителями. На Черном континенте даже рекламы не потребовалось: асептическая упаковка в жарких странах – необходимость. Япония, Кения, Австралия, Бразилия – география Tetra Pak стремительно расширялась. Раусинг-старший в конце жизни мог заслуженно почивать на лаврах, будучи уверенным, что наследники управляются со всем едва ли не лучше его. Он умер в 1983-м в возрасте 88 лет, а запущенный им маховик под названием Tetra Pak уже обеспечивал выпуск около 35 млрд упаковок в год. Ханс и Гэд инициировали несколько определяющих шагов, среди которых перевод штаб-квартиры компании из Лунда в швейцарскую Лозанну в 1981 году во избежание лишних налоговых трат, а спустя 10 лет поглощение подразделения Alfa Laval, делавшего оборудование для производства молочных продуктов и сельхозмашины. Последняя сделка обошлась Tetra Pak в 2,5 млрд долларов, но игра стоила свеч: объединенный концерн, Tetra Laval Group, мог похвастаться хорошо диверсифицированным бизнесом. К началу 1990-х структура транснациональной компании стала настолько громоздкой, что Раусинги вынуждены были модернизировать систему управления – организовать три региональных штаб-квартиры для руководства 77 «дочками», 68 упаковочными заводами, 10 площадками по производству оборудования и более чем 20-тысячным штатом сотрудников. Одно из новшеств братьев – коллегиальный, а не централизованный менеджмент. В 1996 году Ханс Раусинг, к тому времени находившийся в должности председателя совета директоров, неожиданно решил отойти от дел. Его акции перешли старшему брату (по данным прессы, за 7 млрд долларов), и бывший совладелец Tetra Laval Group обосновался со всем семейством, женой и тремя детьми, в Англии. Где и живет по сей день. Русофил и филантроп Ханс Раусинг – уникальный человек. В свои 85 он активно занимается бизнесом и благотворительностью. Открытый и контактный, один из самых богатых шведов (его состояние Forbes оценивает в 10 млрд долларов) тепло относится к России и прекрасно знает русский язык. «Почему я продал свою долю брату? Посчитал, что компания стала слишком консервативной, – рассказывает Ханс Раусинг в интервью журналу «РБК». – Мое жизненное кредо можно описать английской поговоркой Doing well by doing good [«преуспевать, творя добро». – Прим. «РБК»]. Хотя благотворительность все же не основное дело моей семьи». Откуда у преуспевающего шведа любовь к России? «В свое время мне нужно было выбрать иностранный язык в университете. Английский и немецкий я и так неплохо знал. Французский – нет, увольте. Русский? О да! – предпринимателя увлекли воспоминания. – Мое любимое произведение русской литературы – «Бородино» Лермонтова. Могу даже продекламировать: «Мы долго молча отступали...» Кстати, не забывайте, связь шведов с русскими – историческая, ей более 2 тыс. лет». Он живет в огромном поместье в городке Уодхерст графства Восточный Суссекс, коллекционирует винтажные автомобили, выращивает оленей, делает инвестиции в интересные ему проекты (например, в производителя экологичных упаковочных материалов Ecolean), финансирует Консервативную партию Великобритании, отдыхает на Барбадосе или в родной Швеции. К слову, миллиардер много лет ездил за рулем советского «кроссовера» «Нива»! Пять лет назад он был произведен британской королевой в рыцари за благотворительные проекты, в числе которых образовательные фонды, не только оказывающие поддержку лучшим учащимся университетов, но и стимулирующие изучение вымирающих языков, таких как алеутский, кельтские, нивхский и орочский. Для лингвистических исследований часто привлекаются студенты из России. В нашу страну и другие республики бывшего СССР Ханс Раусинг инвестировал, по разным оценкам, 400-500 млн долларов, главным образом в сельское хозяйство, был создан ряд совместных предприятий. Крупнейший его проект на Украине – компания «Чумак», основным акционером которой он являлся с 1996 года, а в 2008-м продал свой 70-процентный пакет инвесткомпании Dragon Capital и East Capital Bering Ukraine Fund. По словам соучредителей «Чумака», шведов Йохана Бодена и Карла Стурена, Ханс Раусинг привлек их внимание во время одной из лекций, когда взывал к западным бизнесменам: «Young men, go East!» («Молодые люди, идите на Восток!»). После предварительных переговоров миллиардер согласился вложить средства в развитие завода в Каховке при одном условии: если они сумеют наладить производство кетчупа уже через месяц. Предприниматели чудом уложились в столь сжатые сроки и получили именитого соотечественника в партнеры. Бремя руководства В отличие от младшего брата Гэд Раусинг до последних дней был предан семейному бизнесу. Он внезапно скончался в 2000 году, передав детям и вдове право и обязанность управлять Tetra Laval Group. Эта ветвь фамилии преимущественно осела в Швейцарии. У Гэда тоже были оригинальные увлечения: профессиональный химик, он всегда любил историю и археологию и даже написал хронику лука, исследовав происхождение и применение этого оружия викингами, а также составил подробные карты странствий Беовульфа, героя англосаксонского эпоса VIII века. Шведские репортеры, видимо, укоряя Раусингов за «бегство» за границу ради оптимизации налогов, однажды припомнили миллиардеру тот факт, что он предпочел не платить 4 доллара в год за уборку мусора из его лундской «хижины» (так бизнесмен называл свою скромную недвижимость на родине). Он якобы мотивировал отказ весьма редкими визитами в этот город. И всякий раз увозил бытовые отходы в Швейцарию. Вдове Гэда, Биргит Раусинг, уже 87 лет, трое их детей сейчас входят в состав совета директоров Tetra Laval – общее состояние членов этой семьи достигло 14 млрд долларов. Младший сын Йорн отвечает за слияния и поглощения в группе, средний Финн возглавляет R.R. Institute of Applied Economics (Швеция). Старшая дочь Кирстен – бизнесвумен, помимо всего прочего она занимается выращиванием скаковых лошадей в Англии. Третьему поколению Раусингов, стоящих у руля Tetra Pak, сегодня за 50, и они по сравнению с отцом и дядей гораздо более удалены от оперативного управления компанией, которая остается на 100% семейной. В пресс-службе Tetra Laval предпочли не рассказывать о личном вкладе в бизнес, обязанностях и сфере ответственности каждого из акционеров. В настоящее время Tetra Laval – один из крупнейших холдингов в мире с годовым оборотом 12,125 млрд евро и доминирующей долей на рынке картонной упаковки жидких пищевых продуктов (по некоторым оценкам, в 70-80%). В отдельных странах, например в Малайзии, последний показатель достигает 95%. Сильные стороны концерна очевидны: продуманная продуктовая линейка и широкое портфолио проектов, успешная экспансия на разные рынки, грамотный риск-менеджмент, экономия на масштабах. А если добавить растущий повсюду спрос на молоко и безалкогольные напитки – перспективы, конечно, радужные. Однако и поводов для беспокойства хватает. Три подразделения компании – Tetra Pak (упаковочные машины и материалы), DeLaval (оборудование для выпуска пакетированного молока) и Sidel (оборудование для производства пластиковых и стеклянных бутылок, а также алюминиевых банок) – являются ее стратегическими активами, но именно на первое приходится 82% совокупной выручки. «А это серьезный риск. Замедление роста или другие проблемы в Tetra Pak могут негативно отразиться на о бщих финансовых показателях группы», – комментируют ситуацию эксперты GlobalData, утверждая, что холдингу необходимо прикладывать больше усилий для развития остальных сегментов. Особенно это актуально в кризисный период. Вице-президент по корпоративным связям ЗАО «Тетра Пак» Юлия Белова поясняет, что крайне неблагоприятные внешние условия последних лет не могут не сказываться на заказчиках компании, а следовательно, и на самой Tetra Pak. «Причем как в глобальных масштабах, так и в кластере Восточной Европы и Центральной Азии, в том числе и в России, – подчеркивает она. – Причины понятны: проблемы, вызванные инфляцией, ростом цен на продовольствие и промышленное сырье, падение нефтяных котировок, валютная нестабильность, отток инвестиций». Не стоит сбрасывать со счетов и неугомонных конкурентов. «Множество новых игроков появляется на этом рынке каждый год, что чревато снижением цен и сокращением клиентской базы, – напоминают эксперты GlobalData. – Крупнейшие соперники – Crown Holdings, IWKA PacSystems, SIG Combibloc, Elopak, BWAY Corp. и RPC Group. Все эти компании уже имеют порядочные обороты и разветвленную систему продаж. Конкурентная борьба требует серьезных вливаний в маркетинг и укрепление бренда, не считая политики скидок для привлечения покупателей». Одним словом, обстановка на рынке накаляется и управлять интернациональным промышленным конгломератом становится все сложнее. Но и разработка инновационной технологии и превращение ее в прибыльный бизнес в середине прошлого века казались задачками не из легких. Рубен Раусинг справился с ними, вложив в предприятие свой недюжинный энтузиазм вкупе со всеми изысканными им средствами и ресурсами. Вывести семейную компанию в мировые лидеры было, пожалуй, еще труднее. Ханс и Гэд Раусинги, посвятившие десятилетия развитию детища отца, в этом преуспели. Теперь дело вроде бы за малым: удержаться на пьедестале, сохранить компании то положение, которое завоевали предки. Однако удастся ли это наследникам, которые, судя по всему, не вкладывают душу в фамильный бизнес? Да, у руля Tetra Laval они уже 11 лет, пока «полет» нормальный. Но включать автопилот, наверное, все-таки рановато. С анализом российского рынка молочных пленок Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок молочных пленок в России». Раусинг Рубен, Tetra Pak, www.rbc.ru |