За время существования бренд TyRex* занял свое место на рынке грузовых шин в сегменте B и получил признание потребителей. Развитие технологий в шинной отрасли и научные изыскания позволяют производителям постоянно повышать уровень выпускаемой продукции. А ужесточающиеся требования к безопасности и комфортности современных автомобилей и, следовательно, к их комплектующим стимулируют шинные компании к дальнейшему развитию и выпуску новых продуктов. Так, в 2012 году «СИБУР — Русские шины» планирует открыть производство шин нового поколения ЦМК-650. В настоящем же на ЯШЗ реализован организационный проект — второй этап индустриализации ЦМК-шин, целью которого была модернизация линейки шин TyRex ALL STEEL в рамках действующего производства (на базе уже работающего оборудования). С минимальными для Компании затратами была решена задача оптимизации выпуска обновленных моделей бренда с улучшенными техническими характеристиками. Основной упор сделан на увеличении ресурса эксплуатации этих шин, ведь TyRex — это шины для коммерческих автомобилей, владельцы которых заинтересованы в сокращении затрат на их обслуживание. Как поясняет Главный конструктор ярославского подразделения НТЦ «Интайр» Андрей Зогот, эксплуатационный ресурс шины зависит от надежности несущих элементов ее конструкции и износостойкости рисунка протектора. Кроме улучшения этих характеристик в новой линейке шин TyRex перед разработчиками стояла еще одна немаловажная задача — предусмотреть возможность восстановления протектора после его полного износа (если такая «опция» у шин есть, то «вторую жизнь» покрышкам могут дать в специально сертифицированных мастерских). Также необходимо было сделать обновленные шины внешне более привлекательными. Для этого был разработан новый дизайн боковин, но оставлен без изменений оптический дизайн рисунка протекторов, который за пять лет доказал работоспособность и стал узнаваем, а самое главное — обеспечивал комфортность и безопасность езды на автомобиле. Второй этап индустриализации ЦМК-шин начался в конце 2009 года. На ярославском заводе были созданы четыре рабочие группы: группа «Продукт», состоящая из специалистов НТЦ «Интайр», занималась совершенствованием конструкции и рецептуры, группа «Технология» ведала внедрением конструктивных и рецептурных решений, адаптацией их к действующим технологиям, группа «Качество» разрабатывала меры по минимизации процента брака в процессе производства новой продукции, а группа «Производство» решала вопросы частичной модернизации действующего оборудования для новых задач. Куратором проекта был Заместитель Генерального директора ЯШЗ по производству Михал Штубня. В рамках выполнения своих локальных задач без привлечения дополнительного финансирования группы сообща опробовали все технологические нововведения в производстве на примере двух (из восьми) моделей TyRex — FR-401 и DR-1 размеров 315/80R22,5 (пришли на замену Я-626 и Я-636 соответственно). Результаты этой работы должны были показать правильность выбранного пути модернизации и ее целесообразность для всей линейки TyRex. Что и произошло. Говоря об основных сложностях в начале проекта с точки зрения конструктора, Андрей Зогот отмечает недостаток времени на подробный анализ технической документации и исследования аналогов. «Проект начался, и надо было выдавать готовые решения. Приходилось первое время работать в авральном режиме,— рассказывает он.— Другая сложность была в том, что нам нужно было все нововведения по рецептурам, по конструкции внедрить в действующее производство, потому что цель стояла — минимальная модернизация как самих производственных процессов, так и оборудования». «Шину разрабатывает много специалистов — это командная работа. В работе над новой рецептурой был задействован опыт наших сотрудников, их разработки. Уже в теории они должны предвидеть, как новые идеи скажутся на производстве, технологично ли будет производство этой резины и что мы получим на выходе — какие свойства будут у шины,— говорит Андрей Зогот.— Суперкомпьютера, который бы просчитывал такие вероятности (метод конечных элементов на стадии разработки) — в России нет. Но в планах НТЦ — создание такой методики и базы данных, которая позволит автоматизировать расчеты». Разработчики должны были учесть и такой фактор, как производительность. «В ЦМК-370 заложено 370 тыс. шин в год. Соответственно, уже при создании этой шины просчитывалось, сколько может быть выпущено в год. У завода было понимание, когда мы отрабатывали производство, вели сертификационные испытания, пробовали делать мелкосерийное производство по 50, 150 штук. Во время этой работы шла проверка производительности, налаживалось оборудование, происходило обучение персонала. Ведь качество готовой продукции напрямую зависит от человеческого фактора при сборке шин. Необходимо было добиться автоматизма в новой работе»,— рассказывает Главный конструктор. В результате реализации этого проекта две обновленные модели прошли необходимые испытания. Они имеют российскую, европейскую и даже бразильскую сертификацию, соответствуют правилам ЕЭК ООН № 117 (регламентируют уровень шума и тормоза, в РФ начнут действовать только с 2015 года). Таким образом, новые шины TyRex можно поставлять во все страны мира. С сентября 2010 года они были приняты в серийное производство. После того как проект был закрыт в августе 2010 года, в рамках своей основной деятельности НТЦ «Интайр» продолжил работу по модернизации оставшихся шести моделей шин TyRex. Благодаря этой работе с января в серийном производстве TyRex FR-401 295/80R22,5, на стадии запуска серийное производство DR-1 того же размера. Другие четыре модели сейчас на разных этапах модернизации и должны быть запущены в производство до конца 2011 года. Новый опыт, полученный в ходе второго этапа индустриализации ЦMК-шин, важен для всех участников проекта. Так, во время реализации проекта были разработаны и внедрены дополнительные методики стендовых испытаний на ШИЦ «Вершина». В частности, одна из них направлена точечно на брекерную зону, отдельная методика — на бортовую зону (это два слабых места в шине, где при эксплуатации происходят самые большие деформации). Специально для этого проекта и для проекта ЦМК-650 на «Вершине» планируется закупка и установка нового испытательного оборудования, например, двухпозиционный стенд для динамических испытаний ЦМК-шин. Помещение планируется оборудовать климат-контролем для обеспечения постоянной температуры при проведении испытаний. Для ЯШЗ модернизация линейки TyRex важна с точки зрения будущего развития. Но пока заводу надо еще решить вопросы организации дальнейшей работы (для выпуска новой продукции требуется применение нескольких новых видов сырья и материалов (марок металлокордов и ингредиентов для резиновых смесей), которые должны обеспечить качество TyRex). А для НТЦ «Интайр», по мнению Андрея Зогота, несомненной пользой стало то, что на модернизации этих шин были опробованы некоторые решения, которые помогут ускорить работу в рамках масштабного инвестпроекта ЦМК-650. Компоненты радиальной ЦМК-ШИН C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России». Николай Воронов Источник: корпоративный журнал ОАО «Сибур — Русские шины» Tyres Magazine |