«Материал наивысшего качества»
«Многие производители автомобилей пока еще опасаются иметь дело с кузовными деталями из пластика», - сообщает Петер Штахель, технический руководитель компании Menzolit. Виной тому, по его словам, служит плохой имидж автомобилей модельного ряда Trabant и Wartburg, в которых широко использовался пластик и эластомеры. «Фактически же стеклопластик является материалом наивысшего качества, он даже выполняет несущую функцию в спортивном хайтек-автомобиле McLaren Mercedes SLR, - говорит г-н Штахель. Кроме того, стеклопластик не ржавеет и не разрушается под действием непогоды».
Исходный материал для крышки багажного отделения EOS, который в 1966 году первой начала производить компания Menzolit для промышленных целей, состоит из двух полотен из полиэфирной смолы, между которыми проложен холст стекловолокна определенной длины и определенного сплетения. После выдержки в специальной камере, где поддерживается соответствующая температура, свернутое в рулон готовое полотно можно транспортировать и передавать на дальнейшую переработку. «Нашим клиентом является компания Inapal Plasticos в Португалии, которая выполняет дальнейшую закройку заготовок, их прессование и доработку до готовой кузовной детали. Далее компания осуществляет поставку готовой детали прямо на конвейер завода Volkswagen Auto Europe в Португалии», - говорит г-н Штахель.
Требуется меньшее усилие прессования
Для процесса прессования необходимы прессы гораздо меньшей мощности, чем при изготовлении стальных деталей. Для изготовления пластиковой детали размера 3,5 кв. м усилие прессования составляет порядка 1500 тонн, в то время как для изготовления стальной детали той же площади необходимо усилие уже 8000 тонн. Однако время всего рабочего цикла, включая время обработки, на 90 - 360 секунд больше, чем при обработке стали. Ведь детали окончательно отверждаются в прессе при температуре 140-160 °С. Кроме того, на деталь в прессе может быть нанесено покрытие. При этом форма слегка приоткрывается и на деталь наносится материал покрытия, который затем также отверждается при вновь сомкнутой форме.
Две таких прессованных детали служат для создания крышки багажника. По словам г-на Штахеля, на это есть особые причины. Когда в детали кузова делают отверстия, это сказывается на качестве поверхности.
С другой стороны, владельцы хотят установить на автомобиль дополнительное функциональное оборудование и аксессуары, например антенны. Оптимальным решением в данной ситуации является установленная под крышкой багажника вторая деталь из стеклопластика. На ней незаметно для глаз размещаются антенны для радиотелефона и навигационной системы. «Так как стеклопластик является материалом, пропускающим радиоволны, антенны не обязательно выводить наружу, непосредственно в атмосферу. Их можно спрятать внутри, при этом их невозможно будет украсть», - отмечает технический руководитель компании Menzolit.
Кроме того, отпадает необходимость делать отверстия и в других деталях кузова, за счет чего сокращается число рабочих операций и уменьшается количество источников коррозии.
Уменьшение инвестиционных расходов
Не последним преимуществом деталей из стеклопластика является также сокращение инвестиций. Расходы на рабочие инструменты для формовки пластиковых деталей значительно меньше, чем для формовки деталей из I металла. При этом в пластиковую деталь можно интегрировать гораздо больше функциональных элементов, чем в деталь из листовой стали. Это, в свою очередь, сокращает расходы на техобслуживание, монтаж и стыковку.
Однако не все автомобили можно оснастить деталями из стеклопластика. При производстве крупных партий автомобилей это нерентабельно из-за продолжительности времени цикла их изготовления. «Однако при объеме производства до 100 000 автомобилей в год использование стеклопластика более чем оправдано, - заявляет г-н Штахель. - Поскольку производители автомобилей завоевывают все новые рыночные сегменты, в том числе и малые, детали из стеклопластика находят все более широкое применение».
На сегодняшний момент примерами могут служить крышка багажного отделения или крышка моторного отсека большинства купе и кабриолетов Mercedes от компании Menzolit. Стеклопластик идеально подходит для легковых автомобилей, строительных и сельскохозяйственных машин немассового производства, а также автопогрузчиков.