Известная французская компания "Boisset Family Estates" заключила с сетью отелей «Мariott» контракт на поставку Мерло в литровых пластиковых бутылках, хотя еще месяц назад аналогичный сорт вина был представлен только в стеклянной таре. Президент компании заметил, что больше половины вин, продаваемых на рынке Соединенных Штатов, расходятся по конечным потребителям меньше, чем за месяц, и продаются по цене не больше $12 за бутылку, что делает расходы на транспортировку хрупких стеклянных бутылок морем и сушей все менее разумными. Заказчики тоже смотрят на перемены в упаковке вина благосклонно. «Стеклянная упаковка красива, но главные преимущества вина – это его вкус и качество, - считает представительница «Mariott International» Лори Гольдштейн. - Если его вкус будет плох, никто его не купит, даже в упаковке класса премиум». Роберт Саймон, владелец маленького кафе «AKA» в калифорнийском винодельческом регионе Napa Valley, с этого месяца решил продавать Каберне Совиньон в розлив в пластиковых бутылках. Виноделы «Peralta» будут продавать ему вино в литровых пластиковых бутылках по той же цене, что и в стеклянных объемом 0, 75 л. Прибыль налицо – и к тому же не придется переживать, что бутылки могут разбиться! «Мое решение основано на самом важном свойстве вина – вкусе, - рассказывает Саймон, - Покупателей интересует именно это, а не то, во что вино разлито». Впрочем, сетовать на упаковку тоже не приходится: ныне существующие на Западе ПЭТ-бутылки для вин настолько хорошо повторяют формы привычных стеклянных, что отличить одну от другой, не взяв в руки, практически невозможно. "EnVino", производитель пластиковых винных бутылок из Калифорнии, заявляет, что вес их упаковки составляет всего одну восьмую от веса стандартной стеклянной бутылки. Помимо этого, новая тара занимает на 20% меньше места. Это дает производителям вина возможность экономить топливо, перевозя в своих грузовиках на 30% больше продукции. Пластиковая тара для вина будет снабжаться специальной прослойкой, защищающей напиток от губительного воздействия кислорода. Но, конечно, барьер у новых бутылок все равно будет не тот, что у стеклянных, что и отразится на сроке годности вина в сторону его уменьшения. Пластиковые бутылки стоят дешевле, чем стеклянные – но все же не настолько, как хотелось бы виноделам: пока разница в цене той и другой тары исчисляется несколькими долларами. Тем не менее, западный рынок ожидает падения цен на пластиковые бутылки, когда розлив вина в них увеличится. Пока твердых гарантий на успех продаж вина в инновационной таре нет: попытки одной из калифорнийских сетей продавать вино в литровых пластиковых бутылках под своей маркой не увенчались успехом, хотя цена продукта составляла всего $ 5,99. Впрочем, доподлинно неизвестно, стала ли причиной краха продаж именно непривычная покупателю упаковка. Несмотря на то, что винная отрасль довольно консервативна, пластиковые бутылки – не единственная перемена в упаковке: бутылки с завинчивающейся крышкой, раньше ассоциировавшиеся только с дешевыми сладкими винами, начали использоваться и для марочных вин премиум-класса. Игроки рынка приспособили подобные бутылки под вина, которые выпьют быстро, а не будут хранить в погребах годами. К тому же закручивающая крышка защищает от трихлоранизола - пробочной плесени, разрушающей бутылочное вино. Бутылки с закручивающейся крышкой сейчас используются для розлива немецких рислингов, новозеландского совиньона и калифорнийских розовых и красных вин. Российский рынок осторожничает Нетрадиционная упаковка для вина развивается на нашем рынке достаточно активно: практически все винодельческие компании выпускают свои продукты в Bag-in-Box, тетрапак; не так давно появились вина в lean pack. Что же касается ПЭТ-бутылок, то они занимают на рынке немалое, но весьма скромное положение: cорта разлитых в ПЭТ вин относятся к low-end сегменту, и цена за 0,75л такого продукта не превышает 60р. «ПЭТ-бутылку как конечную упаковку для вина, в основном, заказывают в регионах», - рассказывает коммерческий директор производственной компании "BM-Service" Вадим Ястребов. Исключением из правила являются компании, продающие вина в розлив: для них обычная ПЭТ-бутылка – весьма удачный выход, ведь их потенциальные клиенты привыкли платить за содержимое, а не за форму. Те же компании, которые хотят уйти от дешевого вида своего продукта, но при этом сохранить демократичную цену, используют гибрид картонной и ПЭТ-упаковки – «Пэт Пак», привнесенный на российский рынок молдавскими и болгарскими производителями и прижившийся в продуктовых линейках недорогих вин. Спрос на «Пэт Пак» подтверждают и производители упаковки. «Мы производим ПЭТ-бутылки для вина объемом 1 и 2 л уже три года. Самый большой спрос на емкости квадратной формы, подходящей для последующего изготовления «Пэт Пак», - делится Вадим Ястребов. - Винные бутылки из ПЭТ пользуются спросом, потому что это дешевая тара, форму которой всегда можно быстро и недорого поменять, если компания решит провести рестайлинг упаковки. Можно нанести любой логотип. Да и делать матрицу для стекла и матрицу для ПЭТ – существенная разница! У нас есть клиенты из разных регионов России, и доставка ПЭТ-тары им даже просто более удобна. Везти пустые стеклянные бутылки, например, в Якутию и на Дальний Восток – большой риск: происходит и бой тары, и разрывы бутылок от воздействия низких температур. А ПЭТ держит перепады температур очень хорошо». Впрочем, несмотря на наличие отвоеванной доли рынка и явных преимуществ в цене, и «Пэт Пак», и ПЭТ-бутылки воспринимаются крупными виноделами с большой долей скепсиса: компании скорее уступают запросам клиентов, чем действительно возлагают на нестандартные упаковки большие надежды. «Упаковка эта малоизученная в плане взаимодействия с такой агрессивной средой, как вино. - рассказывает директор по маркетингу и продажам холдинга "Gerrus Group" Кирилл Бутко, - Кроме того, с эстетической точки зрения ПЭТ плохо гармонирует с вином, пусть даже и с недорогим. Я не говорю про дорогие ПЭТ-бутылки, имитирующие стеклянную тару, которые пытаются делать на Западе. Там используют толстый, качественный, красивый ПЭТ-материал - и то успех не очевиден. На российском же рынке львиная доля разливаемых в ПЭТ вин - это портвейны крайне сомнительного качества по невероятно низкой цене, основная часть которой приходится на акциз и только какие-то копейки - на сам продукт. Это если говорить о чистой ПЭТ-бутылке, но и «Пэт Пак» недалеко ушел». Упомянутые ПЭТ-бутылки нестандартной формы и особого способа изготовления, соответствующие всем требованиям и служащие не только упаковкой, но и фактором привлечения внимания к продукту, на российском рынке тоже не находят применения. «Мы разработали из ПЭТ бутылку, |