Рисунки для «Калины» и «Приоры» В одной из работ, представленных на очередном НТС в УЛИРе, рассказывалось про освоение новых видов обивочных материалов для вазовских моделей. Как и многие другие автомобильные составляющие, велюр и бархат тоже проходят исследования: в течение 2008 года лаборатория полимерных материалов испытала 46 рисунков различных обивочных материалов от шести поставщиков. В итоге 18 рисунков были освоены и внедрены в производство в качестве альтернативных материалов. Несмотря на то, что в УЛИРе накоплен большой опыт по проведению испытаний, некоторые методики приходится перенимать у других производителей. Так, например, освоен способ GM по определению относительного удлинения под нагрузкой для автомобильных гобеленов. Проводится сбор данных по серийным обивкам сидений, при этом учитывается такой показатель, как «прочность сшивного шва» по методике Renault. Экономический эффект от внедрения современных трехслойных обивочных материалов типа «велюр» от различных поставщиков составил около 7 млн. руб. Определенную экономию – около 400 тыс. руб. – принесет и внедрение обивочного материала нового поколения «эковелюр» для накладок обивок дверей автомобиля «Калина». В настоящее время ведется работа по внедрению материалов для накладок обивок дверей «Приоры» (комплектация «стандарт») и автомобиля «Лада Калина Спорт». Ожидается, что в 2009 году испытания продолжатся – это более чем три десятка новых рисунков. Техника, решающая проблемы Наша газета уже рассказывала о том, что в отделе полимеров и ГСМ УЛИР не так давно появился и работает ИК-Фурье спектрометр – прибор, который позволяет обеспечивать качество состава полимерных и горюче-смазочных материалов. На сегодняшний день есть немало примеров того, как его применение позволяет осуществлять входной контроль и выявлять причину тех или иных дефектов. Создана большая библиотека спектров материалов номенклатуры ОАО «АВТОВАЗ», и она постоянно пополняется. Кратерность окраски – весьма неприятный дефект, который увеличивает трудоемкость получения окрашенного кузова. Установлено, что его причиной могут стать, например, кремнийорганические соединения. С помощью ИК-Фурье спектрометра было, в частности, проведено сравнение смазки, снятой с поверхности петли двери, и эталонного образца: в первом случае нежелательные примеси присутствовали. Кроме того, перенос кремнийорганических соединений может происходить за счет вспомогательных материалов – мешочных фильтров, комбинезонов, салфеток, растворителей. Другой раздел исследований посвящен возможности использования вторичного сырья. В 2008 году подобран метод определения термоокислительной стабильности пластмасс; благодаря ему можно изучать старение материала. Исследования показывают, что для исходного сырья время окисления полипропиленовых компаундов, модифицированных каучуком, значительно выше, чем у образцов, имеющих двух- или трехкратную переработку. Одним из итогов этой работы должны быть изменения в инструкцию для ППИ по использованию вторсырья. Первая заправка – самая важная! Еще одна тема НИР касается разработки и внедрения в технологии ОАО «АВТОВАЗ» охлаждающей жидкости с улучшенными термостабильными и антикоррозионными свойствами для первой заправки автомобилей LADA. В прошлом году прошла внедрение жидкость «Cool Stream Standard C», имеющая современную рецептуру на основе этиленгликоля и пакета карбоксилатных присадок. Важно также, что в ней отсутствуют нежелательные соединения – нитраты, нитриты, бораты, фосфаты и другие. В течение 2008 года проводился мониторинг гарантийных автомобилей, где данная жидкость используется. Эта работа будет продолжена и в следующем году. В конце 2007 года получены положительные результаты производственных испытаний масла «Лукойл ТМ-5» – оно предназначено для заправки узлов трансмиссии заднеприводных и полноприводных автомобилей LADA. В настоящее время в рамках межотраслевой программы по освоению новых видов химических и нефтехимических материалов совместно со специалистами ОАО «ВНИИ НП» и ДТР ОАО «АВТОВАЗ» разрабатываются исходные требования на энергосберегающие и трансмиссионные масла. Кроме того, большая работа ведется по испытаниям пластичных смазок, рабочим жидкостям для гидроусилителя руля. Внедряются новые материалы и для технологического оборудования ОАО «АВТОВАЗ». Например, опытная партия отечественного закалочного масла «Волтес МЗ-120 Люкс» без замечаний прошла лабораторные испытания по входному контролю без замечаний. Оно разработано для того, чтобы заменить используемое в настоящее время импортное масло. Ожидается, что в 2009 году начнутся производственные испытания, а экономический эффект от внедрения составит около 1,5 млн. руб. Всего же по темам НИР отдел полимеров и ГСМ УЛИР планирует в следующем году получить экономию на уровне 15 млн. руб. www.ladanews.ru |