Экспериментальным путём было установлено, что для обеспечения герметичности необходимо иметь определён¬ные гарантированный натяг герметизирующих кромок. Отдельной разработкой было создание защитного чехла для шарового шарнира «Стиль». Потребовалось решить задачу прочного и герметичного соединения термоэластопласта с металлом фланца (Рис. 8). Эта задача была решена применением специально разработанного клея на основе полиуретана, который поли-меризовался в процессе заливки термоэластопласта в пресс-форму. Испытания показали, что прочность соединения значительно превышает требуемую величину по ТУ38.105 249. Прочность на разрыв составила 95-120 кгс при требуемой не менее 50 кгс. Дополнительно защитные чехлы для шаровых шарниров «Стиль» испытывались на прочность клеевого соединения после воздействия воды, смазки, минусовых температур. Заметного снижения уровня прочности не зафиксировано. Для установления гарантийного срока эксплуатации защитных чехлов по техническому заданию нашего предприятия в соответствии с взаимно согласованной программой Институтом метал-лополимериых систем НАН Б были проведены работы по ускоренному старению образцов термоэластопластов на основе полиуретана, образцов клеевых соединений, натурных защитных чехлов для шаровых шарниров «Чем¬пион», «Стиль». Испытания проводились в аккредитованной лаборатории климатических испытаний по методике, включающей воздействие УФ излучения с длиной волны 240-320 пм, мощностью 68 Вт/м2 при температуре плюс 50°С, систематическому воздействию температуры минус 40°С в камере искусственной погоды. Ежедневно проводился осмотр чехлов и образцов. Через каждые 50 часов экспозиции образцы испытывались на прочность. Общее время экспозиции при УФ облучении составило 200 часов и 40 циклов чередования плюсовой и минусовой температур, что соответствует 5 летнему хранению в атмосферных условиях. По окончании климатических испытаний защитные чехлы в сборе с шаровыми шарнирами проверялись на герметичность и прочность. Результаты испытаний: предел прочности на растяжение увеличился на 11 %, эластичность материала сохранилась, трещин при осмотре под лупой при пятикратном увеличении не обнаружено. Наблюдается изменение цвета - пожелтение. Вывод: изделия из представленных термоэластопластов стойки к воздействию климатических факторов в условиях средней полосы России в течение не менее 5 лет. Полученные результаты ускоренных климатических испытаний подтверждаются подконтрольными дорожными испытаниями, а также отзывами потребителей. Практически за все время выпуска шаровых шарниров, наконечников тяг рулевых трапеций не было зафиксировано выхода из строя шарниров по вине защитных чехлов из термоэластопласта (в отличие от чехлов из резины).
|