Не верьте, когда поставщик материала говорит Вам, что у наполненного и ненаполненного найлонов одно и то же максимально допустимое содержание влаги. Все знают, что время от времени я начинаю выговаривать представителям нашей пластмассовой отрасли за то, что у них нет научного мышления. Но есть такие темы, которые представляются настолько очевидными, что мне даже в голову не приходило, что я когда-нибудь буду писать о них. Вот одна из таких тем. Вдохновителем этой статьи стал один их моих коллег, с которым я проработал длительное время. Мы работали с ним бок о бок в одной компании, мы работали в конкурирующих формовочных компаниях, и теперь мы вращаемся в соприкасающихся сферах в нашей отрасли: он работает на производителя комплектного оборудования, который закупает большое количество пластмассовых деталей, а я как независимый консультант компании, которая закупает большое количество пластмассовых деталей. И в этом качестве мы оба часто работаем с обработчиками и поставщиками материалов. Поставщики материалов были в свое время источниками знания и мудрости в том, что касалось материалов и обработки, и, в общем, по праву. Они создали технологию, которая позволяет производить все эти замечательные полимеры, и на них работает впечатляющий коллектив профессионалов, которые разбираются в проектировании, технологиях, свойствах материалов и взаимодействиях, которые позволяют пользователям получать наибольшую отдачу от их усилий. На компании DuPont, Dow, General Electric (в настоящее время Sabic), Celanese (в настоящее время Ticona), и это лишь немногие, работали умнейшие люди на этой планете, которые трудились не только в лабораториях, где создавались продукты, но и в самих формовочных цехах, где осуществлялось собственно изготовление деталей. Они публиковали указания по проектированию и руководства по обработке, и это все еще самые лучшие материалы для чтения, какие можно достать в нашей отрасли. Не будет преувеличением сказать, что концентрация творческой мысли в настоящее время несколько снизилась. В какой-то мере, это происходит из-за расширения. Больше компаний занимается реализацией на рынке пластмассовых компаундов, это как расширение в бейсболе, необходимость заполнить больше позиций на поле неизбежно означает, что некоторые игроки, которые при нормальном развитии ситуации сидели бы в более низком классе ухитряются получить местечко на переднем крае. В какой-то мере, это связано с квалификацией людей, которые приходят в отрасль. Люди, которые раньше приходили на предприятие, чтобы обучать обработчиков таким вещам, как максимальное повышение кристалличности и размерной стабильности ацеталя или найлона, были теми же самыми людьми, которые либо каким-то образом участвовали в работе по разработке полимеров, либо стояли рядом с теми, кто это делал. Они обладали внутренним пониманием механизмов взаимосвязей между составом и технологическими условиями. Многие из этих людей ушли на пенсию, а у нового поколения другой набор навыков, больше нацеленный на маркетинг и менее интересующийся техническими вопросами. Недавно мне довелось посетить «техническую» презентацию на тему различий между традиционными найлонами (химики называют их алифатическими) и так называемыми высокотемпературными найлонами (частично ароматическими), на которой выступающий был не в состоянии ответить на простые вопросы о различиях в теплостойкости между этими двумя семействами.
|