Потребитель зреет Повышение спроса на композиты и изделия из них на внутреннем рынке аналитики связывают с развитием в России современных производств, которые станут основными потребителями ПКМ. В настоящее время известно о ряде проектов, способных стимулировать развитие рынка композитов в России. Компания «Аэрокомпозит», в частности, намерена изготавливать из композитов детали фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения для пассажирских самолетов МС-21. Именно с этим фактором межотраслевой совет «Деловая Россия» связывает рост рынка ПКМ в России. Среднемагистральный пассажирский самолет, производство которого начнется после 2015 года, примерно на 35% должен состоять из композитов. Компания «Метаклэй» при поддержке госкорпорации «Роснано» реализует проект по выпуску новых видов высокотехнологичной нанопродукции: очищенного модифицированного монтмориллонита (наноглины) и полимерного нанокомпозита на его основе. Эти материалы предназначаются для нефтегазовой, пищевой, косметологической отраслей, а также фармакологии, автомобилестроения, упаковочного и кабельного производств. Новый завод в Карачеве Брянской области должен начать работу в октябре 2011 года. Однако большинство проектов, ориентированных на применение ПКМ, будет осуществляться с иностранным участием. Компания DSM (Нидерланды) намерена открыть в 2011 году линию по выпуску ПКМ на базе инженерных пластиков – полиамидов, для этой цели зарегистрировано СП с «Куйбышевазотом». Материалы, произведенные DSM, используются, к примеру, для изготовления комплектующих для автомобилей Mercedes, Audi, BMW и других известных марок. Поэтому компанию, в первую очередь, интересует автомобильный рынок РФ и СНГ. В текущем году компании «Рускомпозит» (известный производитель геокомпозитов) и Polyworx (Нидерланды) подписали договор о сотрудничестве, которое включает разработку технологии изготовления блоков для пешеходных и автомобильных мостов из стекловолоконных композитов. Открыть такое производство планируется на базе компании «Тверьстеклопластик», входящей в холдинг «Рускомпозит». Американская компания OCV в 2011 году планирует увеличить мощности по производству стекловолокна для композитов на заводе в ГусьХрустальном. Компания рассчитывает экспортировать продукцию в Западную Европу, однако в России ею намерена воспользоваться компания «Биопласт», которая изготавливает трубы и резервуары для дизельного топлива, сточных вод и ливневой канализации. Кроме того, в ближайшие годы ожидается рост автомобильного производства в России у компаний Renault, Ford и GM. Корейская Hyundai ввела в эксплуатацию новую линию по выпуску автомобилей в Санкт-Петербурге. 40% комплектующих должны поставляться отечественными заводами. В этой доле значительное место могут занять изделия из композитов. Вместе с тем, определенный рост потребления ПКМ ожидается «по широкому фронту», в частности, в строительном секторе, включая сооружение шоссейных и железных дорог с соответствующей инфраструктурой, в транспортном машиностроении. Композиты идут на изготовление геополотна и геоматериалов для укладки автодорог, столбов для линий электропередач и прочих сетей, опор для мостов, облицовки тоннелей, коробов и полок для кабелей, конструктивных модулей для вагонов и автомобилей и многого другого. На ближайшие 5 лет рост рынка ПКМ в России ожидается на уровне 9% в год. Причем по продуктовым сегментам динамика роста будет неравномерной. Например, потребление композитов на основе полипропилена вырастет на 11% в год, а на основе инженерных полимеров – на 3% в год. Быстрее всего будет увеличиваться спрос на ПКМ на базе ТЭПов, что соответствует мировой тенденции. Объем рынка здесь может составить 40 тыс. тонн в 2015 году. Это наиболее маржинальный бизнес среди всех сегментов. Как считают специалисты компаний-производителей, этот прогноз вполне реален: 80 тыс. тонн планирует выпустить группа «Полипластик», 70 тыс. тонн распределят между собой остальные участники рынка – «Фарм-Пласт», «Росавтопласт», «Полимер компаунд», «Метаклэй», «Куйбышевазот», «Полимер Химия» и другие, а еще 50 тыс. тонн составит импорт. Нелегкая участь оптимиста Несмотря на некоторый рост производства ПКМ на российских предприятиях, доля импорта композитов не имеет тенденции к сокращению. Большинство экспертов считает, что отечественная отрасль ПКМ не может конкурировать с ведущими мировыми производителями «по-крупному» – ни по объемам выпуска композитов, ни по качеству, ни по ассортименту, ни по себестоимости. К тому же в последнее время возрастает конкуренция со стороны азиатских производителей. Например, многие китайские ПКМ на российском рынке оказываются дешевле отечественных, несмотря на транспортные расходы и таможенные пошлины. В Россию увеличивается поступление дешевых композитов из Турции, где их производители пользуются поддержкой государства. Конкурентоспособность российских производителей ПКМ и изделий из них оценивается экспертами как с оптимистичной, так и с пессимистичной точки зрения. По заявлениям оптимистов, конкуренция с мировыми лидерами отрасли все-таки возможна за счет отечественных инженерных и научных идей и благодаря оперативному менеджменту, не столь рутинному, как на Западе. Пессимисты считают, что конкуренция возможна только на внутреннем рынке и лишь по небольшому перечню продукции из ПКМ. Как заметил Сергей Ветохин, исполнительный директор Союза производителей композитов, «о конкуренции по инновационным разработкам не может быть речи, поскольку все уникальные ноу-хау сосредоточены в оборонном комплексе и практически не коммерциализируются». Между тем, многие участники рынка композитов возлагают надежды на государство, декларирующее заинтересованность в переходе промышленности на качественно новый уровень. Оно могло бы стимулировать развитие высокотехнологичных отраслей, в том числе и производство композитов, как это делается, например, в Китае и Турции. Кроме того, существует альтернативный вариант – самим производителям полимеров начать создавать структуры по конструированию и выпуску композитов. По крайней мере, их себестоимость может оказаться ниже, чем у конкурентов, благодаря собственному сырью и сокращению транспортных расходов. Однако «вступительный взнос» в этот сегмент достаточно велик, и вопрос о том, найдутся ли желающие среди крупных корпораций, способных организовать многотоннажное производство, остается пока открытым. Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи Союз производителей композитов и холдинг «РТ-Химкомпозит». Текст: Ульяна Ольховская Журнал: «Нефтехимия Российской Федерации» |