Искусственные материалы с запрограммированным набором желаемых свойств становятся более выгодными как по экономическим, так и по физическим параметрам для целого ряда отраслей: автопрома, строительной индустрии, электротехники, альтернативной энергетики, аэрокосмического комплекса. Однако Россия в мировом рейтинге производителей ПКМ практически не представлена. В то же время, по прогнозам, их доля в общемировом объеме выработки пластиков будет лишь возрастать. Сегодня полноценный рынок ПКМ сформировался в ведущих мировых экономиках – в США, Евросоюзе, а также в Китае, Индии и Бразилии. США потребляют 35% мирового производства композитов, Европа – 22%, Азия – 43%. Российский рынок в составе стран BRIC занимает менее 1%. Но даже слабый спрос на ПКМ отечественные производители удовлетворить не могут. В настоящее время импорт композитов, по подсчетам группы «Полипластик», достигает 25% от потребности рынка и не имеет тенденции к сокращению. С сырьем тоже проблемы Как ни странно, в России для выработки ПКМ не хватает подходящего по качеству сырья, которое наряду с готовыми изделиями также приходится закупать за рубежом. К тому же оно большей частью дороже привозного, например китайского, которое зачастую в полтора раза дешевле отечественного. Российские производители композитов чаще отдают предпочтение импортным полимерам, поскольку дополнительные расходы на доставку и ввозные пошлины не играют для них существенной роли, когда речь идет о качестве. Не лучше обстоит дело и с наполнителями. К примеру, такой простой продукт, как мел, тоже импортируется, не говоря о специальных добавках, производство которых в РФ полностью отсутствует. Комментируя сложившуюся ситуацию, директор по науке и развитию группы «Полипластик» Михаил Кацевман отмечает, что сырьевая база для производства современных ПКМ в РФ очень ограничена как по перечню полимеров, так и по сырьевым добавкам. Производить же из импортного сырья конкурентоспособные ПКМ, считает он, это, по крайне мере, странно. Эксперты холдинга «РТ-Химкомпозит» (входящего в состав госкорпорации «Ростехнологии») считают, что отечественным нефтехимическим предприятиям не стоит заниматься производством ПКМ, так как у нас отсутствует крупнотоварное производство и, в отличие от времен СССР, у нас очевидно отставание от Запада в области высокомолекулярной химии. А где спрос? Как уже отмечалось, неотложная потребность в ПКМ возникает на достаточно высоком уровне развития промышленности, когда традиционные материалы во многих сферах уже не могут справляться с повышенными нагрузками, на которые рассчитываются современные конструкции и механизмы. Нынешняя отечественная индустрия уже испытывает определенную необходимость в подобных композитах, но почти все изделия из них, предназначенные для гражданских целей, импортируются, в том числе, например, детали новых пассажирских самолетов, кабины комбайнов для «Ростсельмаша», трубы, соединительные детали для них и многое другое. Вместе с тем, в стране еще не накоплен потенциал спроса на инновационные материалы, слишком мало потребителей, готовых приобретать ПКМ в крупных объемах. Потребность российского рынка, отмечают аналитики, это всего несколько сотен тысяч тонн изделий из ПКМ. К примеру, в строительной отрасли, способной «проглотить» огромные объемы композитов, до сих пор предпочитают работать с традиционными, морально и экономически устаревшими материалами – бетоном, металлом, деревом. Одна из главных причин – высокая стоимость конечных изделий из ПКМ, которые в 3-4 раза дороже, чем те, что изготовлены, например, из стали. Кроме того, инженерному персоналу не хватает опыта и квалификации в работе с новыми материалами. Правда, привычка к устаревшему, но знакомому является определенной проблемой даже в развитых странах. Чтобы расширить сферу применения композитов, иностранные компании предлагают своим клиентам целый пакет инженерных решений, в который входят и продукция, и решения по ее применению, и расчеты по экономическому преимуществу использования именно композитов. Слабый спрос сказывается и на рентабельности бизнеса. Маржа падает год от года, отмечают крупные игроки рынка, в связи с тем, что сырье дорожает, а предложение опережает спрос. И хотя некоторые аналитики оценивают маржинальность бизнеса ПКМ на базе термопластов у эффективных игроков в 6-8% по EBITDA, при такой прибыльности трудно рассчитывать на расширение и совершенствование производства композитов. |