Это сложный проект. Но даже этот пример подтверждает тенденцию начавшихся изменений в сторону индивидуальных подходов применения новых технологий на рынке пленок. Заказчики уже хотят получить рекомендации не только по удовлетворению сегодняшнего спроса, но и работать на перспективу завтрашнего дня. Конечно, это вселяет оптимизм. Нами ведется еще один очень сложный, но интересный проект, связанный с производством пленок с твист-свойствами для упаковывания конфет. Это многослойные ориентированные пленки специальной рецептуры. Для достижения хорошего твист-эффекта предложить стандартное решение невозможно. Поэтому нами, совместно с одним из крупных производителей пленок в Украине, ведется поиск специального решения, которое позволит добиться высоких результатов. Для этого мы задействовали собственную демонстрационную площадку, на которой проводим экспериментальные исследования. Нам очень интересен этот проект, и мы надеемся, что вскоре сможем увидеть результаты этой работы. – Поделитесь вашими наблюдениями относительно развития сегмента термоусадочных пленок... – Этот сегмент, в первую очередь, активно развивается в секторе групповой упаковки. На европейском рынке в последнее время особенно активизировался интерес к тремоусадочным пленкам для группового упаковывания ПЭТ-тары рынка вод и напитков. В свою очередь, повышение спроса привело к повышению требований к упаковочным материалам. Например, термоусадочные пленки, которые производятся в Украине, в большинстве своем однослойные с диапазоном толщин 70-80 мкм, что не дает возможности улучшить их оптические свойства. А растущие требования промышленного потребительского рынка пленок заставляет «опуститься» в толщинах до 30-35 мкм с сохранением основных характеристик. Другой пример действия аналогичной тенденции можно привести в сегменте FFS-упаковки. Еще лет 5-7 лет назад пленки под FFS-мешки, которые используются для фасованных удобрений, гранулята, строительных материалов, имели толщины 220-240 мкм. Применение новых технологий позволило уменьшить толщину рассматриваемых пленок до 150-160 мкм. Сегодня же стандартом для указанного выше вида упаковки является толщина пленки в 120 мкм, и рынок требует еще снижения толщин материалов. И уже есть пленки для FFS-мешков в 80 мкм. Понятно, что для таких требований рынка есть свои экономические обоснования, ведь выгоды от пленок меньшей толщины с надлежащими характеристиками прочности легко просчитать. – Ваша компания в конце прошлого года продемонстрировала технологию охлаждения выдувной пленки водой. В чем основное преимущество этой технологии? Очевидные преимущества следующие: идеальная прозрачность, которой можно добиться только при производстве многослойных пленок методом плоскощелевой экструзии с охлаждением водой; высокая прозрачность – особенно актуальная характеристика для барьерных пленок, которые сегодня имеют большой процент мутности; такие пленки легче поддаются обработке в установках MDO (продольное вытягивание), если есть на то производственная необходимость. Хочу отметить, что для нашей компании разработка такой технологии не потребовала больших материальных и трудовых затрат, поскольку все необходимые компоненты оборудования (головка, дозатор) используются в стандартном исполнении. Единственное обязательное требование к оборудованию – это использование нержавеющей стали в самой установке охлаждения, которое необходимо во избежание риска коррозии металла. – … А недостатки? – На мой, возможно, критичный взгляд, недостаток состоит в том, что выдувная экструзия позволяет легко варьировать зазоры между минимумами и максимумами ширины пленки. В рассматриваемом случае существуют ограничения, и чтобы изменить ширину, необходим каждый раз новый водный компенсатор. Однако это устройство недорогое. И, во-вторых, такое неудобство компенсируется доказанными преимуществами. Приведу пример в подтверждение этого тезиса – сразу после демонстрации установки были проданы три единицы оборудования. Рассматриваемая технология, в первую очередь, рассчитана для применения в секторе барьерных PP-пленок. И уже появились идеи использовать ее для производства FFS-пленок, что говорит о повышении требований к упаковочным материалам, в первую очередь, – к улучшенным оптическим свойствам. – Какие проблемы существуют сегодня в Украине в процессах производства пленок или при внедрении новых технологий? – Для осуществления проектов, в первую очередь, необходимы нормальные пути финансирования, которых, к сожалению, в Украине нет уже несколько лет. Этот негативный фактор сдерживает и инвестиционную активность тех европейских компаний, которые заинтересованы в развитии на отечественном рынке. Например, я знаю ряд лизинговых немецких компаний, которые при условии благоприятного законодательного изменения, уже завтра были бы готовы работать в Украине. А их приход, говоря без преувеличения, сразу же привел бы к увеличению уровня продаж на несколько порядков. Например, сегодня в России около 50% от всех сделок осуществляется на лизинговой основе. Второй важный момент сферы организации производства – это развитие структуры логистики. И этой области зачастую уделяется мало внимания. А ведь принцип Just in time важен не только с позиций своевременности поставок продукции с учетом длительности расстояний – это основополагающий момент формирования стратегии и политики работы на рынке. – Как вы полагаете, готов ли сегодня украинский рынок к реорганизации производства пленок в сторону улучшения их свойств? – Рынок готов давно, и спрос на качественные пленки давно уже большой. Полагаю, что развитие тормозится за счет выжидательной позиции предприятий, это раз. Второе: чтобы выпускать качественные пленки необходимы не только качественное оборудование, технологии, но и качественное сырье. А как раз качественное сырье в Украине – это дефицит. В своей же экономической позиции предприятия опираются на желание приобретать недорогое сырье. В дальнейшем, чтобы улучшить его качество, прибегают к различным комбинированиям, смешиваниям нескольких марок гранулята. Такие подходы даже теоретически недопустимы, когда речь идет о высоких технологиях производства пленок. Поэтому, отечественным предприятиям, прежде всего, необходимо сломать внутренние стереотипы и наработать практический опыт для возможности сравнивать условия и принципы работы экструзионных установок. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка высокобарьерных упаковочных материалов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок высокобарьерных пленок в России». Мир Упаковки |