Усадка этикеток в соответствии с размером формы происходит под действием горячего воздуха. Эта технология позволяет полностью устранить визуальное различие между контейнером и этикеткой: они выглядят абсолютно неотделимыми. Вся поверхность тары (а не только этикетка) служит для передачи информации потребителю. Одно из преимуществ этой технологии в том, что ее можно использовать для обертывания контейнеров различной формы и из различных материалов. Прогнозируемая тенденция, а не «пускание пара» Благодаря огромным возможностям эта технология получила широкое распространение. В 2007 г. на долю термоусадочных этикеток приходилось около 8% всего мирового рынка этикеток. Эксперты компании Alexander Watson Associates (AWA) прогнозируют ежегодный рост этого сегмента в размере 7%. Причина - необходимость выделения продуктов на полках магазинов. Именно этим и хороши термоусадочные этикетки - они дают почти неограниченные и относительно недорогие возможности для придания упаковке индивидуальности и неповторимости. Быстрый рост в регионах «Термоусадочные этикетки с эффектным броским дизайном делают товар привлекательным, выделяя его на общем фоне», — объясняет Кишор Саркар (Kishore Sarkar), директор по стратегическому развитию в сегменте этикеток и упаковки швейцарского производителя печатных машин Gallus Group, одной из ведущих компаний, работающих на рынке термоусадочных этикеток и гибкой упаковки. Существуют весьма веские доводы в пользу производства термоусадочных этикеток с использованием узкорулонных технологий. Эти этикетки обладают высокой стойкостью к истиранию и защищают продукты от загрязнений и света. К. Саркар акцентирует внимание на дополнительных преимуществах термоусадки: «В единый термоусадочный рукав может быть упаковано сразу несколько товаров, в него можно помещать подарки или образцы». Термоусадка интересна не только производителям напитков и продуктов питания, но и производителям бытовой химии, парфюмерии и косметики. А фармацевтика давно по достоинству оценила защитные свойства термоусадочных этикеток. Благодаря всем этим особенностям будущее термоусадочных этикеток выглядит более чем радужным. «Типографиям стоит задуматься о том, чтобы уже сейчас выйти на этот перспективный рынок», - говорит К. Саркар. По данным AWA, на долю термоусадочных этикеток уже приходится 37% азиатского рынка этикеток; в Северной Америке этот показатель составляет 31%, в Европе - 24%, и эти показатели с каждым годом увеличиваются. Максимальный рост ожидается в Восточной Европе. Настоящий бум наблюдается в Азии, даже без учета Японии. «Типографии, начинающие работу в этом сегменте, должны инвестировать не только в оборудование, но и в персонал», - подчеркивает эксперт. Производство термоусадочных этикеток — сложный процесс, требующий глубоких знаний и опыта. Вдоль или поперек? Пленку для термоусадочных этикеток, как правило, изготавливают из трех видов полимерных материалов с различной степенью усадки: - ПВХ (поливинилхлорид) имеет степень усадки от 45 до 66% и широко применяется во всем мире. В США из ПВХ изготавливают 80% этикеток, в Европе — 50%. - ПЭТ-Г (полиэтилентерефталат, модифицированный гликолем) имеет самую большую степень усадки — 75%. ПЭТ-Г широко распространен в Японии, которая в сейчас является крупнейшим рынком термоусадочных этикеток. - ОПС (ориентированный полистирол) обладает высокой степенью усадки — 70%, однако из-за высокой термочувствительности при его обработке, транспортировке и хранении требуется кондиционирование воздуха. ОПС распространен в Азии, в основном в Японии. В настоящее время появились пленки из возобновляемых материалов. Например, PLA (полимолочная кислота) при определенных условиях подвергается биоразложению. «Это очень небольшой сегмент рынка, на котором, мы не ожидаем значительного роста», - заявляет д-р Кристиан Дакс (Christian Dux), химик и продукт-менеджер компании Kloeckner Pentaplast (КР). С 1996 г. КР производит пленку для термоусадочных этикеток и входит в число 20 лидеров рынка. Усадка любой пленки происходит только в одном направлении: в поперечном или продольном (по отношению к направлению движения в машине). «Пленки с усадкой в поперечном направлении - классическая версия и одна из самых распространенных в мире», - говорит Йенс-Петер Шуман (Jens-Peter Schumann), коммерческий директор КР. Традиционный процесс производства термоусадочных этикеток включает резку материала, печать на внутренней поверхности пленки и формирование рукава цилиндрической формы. Затем на специальной этикеточной машине рукав из рулона разрезается на отдельные фрагменты нужных размеров, которые надеваются на контейнер и усаживаются. Альтернативой этому процессу является метод «развертывание-усадка»,который подходит только для пленок с продольной усадкой, изготовленных из моноориентированной ПП-пленки. Она нарезается с рулона уже после запечатки, в процессе этикетирования. Затем пленка крепится термоклеем с обоих концов - например, как в случае оборачиваемых этикеток на бутылках. Вместе с приклеенной этикеткой бутылки проходят через нагреваемый туннель, где происходит усадка, этикетка принимает форму бутылки, плотно прилегая к ней. Однако степень усадки таких пленок составляет всего 18%, поэтому они не подходят для обертывания всей поверхности контейнера. Главным образом, они используются для контейнеров с относительно ровной поверхностью, преимущественно цилиндрической, без резких перепадов и выступов. Согласно прогнозам AWA, рост применения таких этикеток достигнет 4%. Недавно появились специальные пленки с продольной усадкой, которые могут обтягивать контейнеры целиком. Для этого применяется несколько иная технология: этикетка отрезается от запечатанного рулона и оборачивается вокруг вакуумного шпинделя. Ее концы свариваются с помощью лазера для формирования тубуса, который затем надевается на контейнер так же, как и рукав, и подвергается усадке в паровом туннеле. Преимущество — нет необходимости в сложных процессах склеивания, фальцовки и обертывания контейнера, а, следовательно, не требуются инвестиции в соответствующее оборудование. С другой стороны, производитель упаковки не сможет избежать инвестиций в этикетировочное оборудование. «В зависимости от количества операций и тиражей инвестиции окупаются очень быстро», - считает Кристиан Дакс. |