Известно, что от 50 до 90% проблем в области качества продукции успешно решаются с помощью семи простых инструментов статистического управления процессами. Эти инструменты следующие: • контрольные листки; •гистограммы; •диаграммы Парето; •причинно-следственные диаграммы Исикава; •точечные диаграммы (разброса или облака, поля корреляции); •стратификация - расслоение данных; •контрольные карты. Все перечисленные инструменты, как в отдельности, так и в сочетании с другими могут использоваться в любой последовательности в зависимости от конкретных решаемых задач. Этими инструментами должны владеть все работники, независимо от положения на служебной лестнице и доли влияния на конечный результат. Качество продукции зависит от всех без исключения. Инженерный состав обязан использовать в дополнение следующие более сложные статистические инструменты: •анализ петли качества до запуска в производство и после, с момента его начала (off-line и on-line), •анализ соотношения "сигнал-шум", •расчет и анализ функции потери качества, •расчет и анализ индексов воспроизводимости. Названные статистические инструменты разрешают с наибольшей эффективностью создавать робастные изделия, технологии, оборудование. Для высшего звена - руководителей (менеджеров) производства разработаны семь новых инструментов: •диаграммы сродства, •графы связей, •деревья - иерархические структуры, •матричные диаграммы, •многомерный статистический анализ, •блок-схемы процессов принятия решений, •сетевые графики (система ПЕРТ). Приведенная выше система рационального и эффективного использования инструментов оценки качества продукции основывается на сознательном использовании важных представлений: 1.автономизации (организация процесса имеет облик взаимосвязанных сотрудников - рабочих, инженеров, управляющих . Каждый из них есть одновременно и потребитель и поставщик и нуждается в собственных системах входного и выходного контроля). 2."дуракоустойчивости" (применяется система блокирования, которая препятствует перемещению бракованной продукции с одной операции на другую). 3.принципа "точно вовремя" ( нужная продукция безупречного качества и в нужном количестве должна оказаться в данном месте в заданное время). 4.стиля принятия решений при помощи постоянного поиска консенсуса по проблемам качества в группах специалистов и всех участников производства . 5.использование концепции "улучшения - каждый день", т. е. совершенствование качества постоянно эволюционирует. По мнению компании «ПромЛитье» (поставщик оборудования и оснастки для литья из пластика), основные усилия должны направляться не на устранение самих дефектов, а их глубинных причин. www.promlitie.ru |