История становления рынка в России Российский рынок БОПП пленки в 2006 году оценивается в 91 350 тонн. С учетом отпускных цен российских производителей, а также среднерыночных цен на импортную пленку, объем потребления БОПП пленки в стоимостном выражении превышает отметку в $300 млн. До 2005 года предложение БОПП пленки на российском рынке формировалось в основном за счет поставок из-за рубежа. Такое положение дел может быть обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, длительное время спрос на БОПП пленки был незначительным и формировался лишь за счет прихода на российский рынок международных производителей сигарет и кондитерских изделий. А, во-вторых, еще в начале 1980-х годов вопрос об открытии массового производства БОПП пленок в Советском Союзе обсуждался, и такое решение было принято. Однако волей обстоятельств данный проект был отложен. В период становления российского рынка БОПП пленок единственным производителем ориентированных пленок был подмосковный завод «Полимерконтейнер» Завод выпускал всего 1,4 тыс. тонн в год, удовлетворяя нужды отечественного рынка не более, чем на 2%. Кроме того, примерно десятая часть рынка покрывалась за счет поставок Могилевского завода искусственного волокна. Однако, по словам потребителей, белорусская пленка также больше подходит для средних заказов, где для заказчика все же важнее цена, чем качество. При этом по цене пленки Полимерконтейнера и Могилева стояли в один ряд с импортными азиатскими аналогами. Сегодня ситуация коренным образом изменилась – сразу пять отечественных предприятий закупили дорогостоящее оборудование по производству биаксиальноориентированной пленки и вышли на российский рынок. В 2005 году запустили производство три отечественных производителя. На конец 2006 года в России производством ориентированной пленки занималось уже все пять компаний. Появление конкурентоспособного отечественного производства позволило значительно сократить долю импортной продукции на российском рынке БОПП пленки. Если в 2004 году на долю внутреннего предложения (с учетом поставок из Белоруссии) составляла не более 10%, то в 2005 году три наших компании смогли увеличить долю до 40%, в 2006 – до 64%. Надо сказать, что по итогам 2006 года доля внутреннего производства БОПП пленок, предназначенных для производства упаковки, без учета самоклеящейся пленки и ленты, еще выше и достигает 80%. (В России самоклеящуюся пленку/ленту на основе БОПП пока не производят) К 2005 году российский рынок БОПП пленки закончил свое скачкообразное развитие, и можно было наблюдать некоторую стабилизацию роста. Если в 2003 года прирост составлял 35%, в 2002 года рост рынка составил 67%, в 2001-ом – 154%, в 2005 году рынок увеличился в среднем на 18-20% в год. Однако запуск новых мощностей, и резкое увеличение местного предложения отечественными производителями в 2006 году стимулировал рост спроса еще более, чем на 10%. Согласно законам рынка, организация внутреннего производства способна увеличить спрос на 10-20% выше нормы, так называемый «эффект запуска производства». В данном случае потребление БОПП пленки в России в 2006 году выросло по сравнению с уровнем 2005 года на 29,2%, что в среднем на 10-12% выше сложившейся динамики. Тем не менее, можно прогнозировать, что в последующие годы рынок БОПП пленки снова стабилизируется и вернется к своим прежним темпам роста. Где используются БОПП пленки Ориентированная полипропиленовая пленка используется в подавляющем большинстве случаев в качестве упаковки для практически всех отраслей пищевой индустрии. Также значительный объем уходит для упаковки непищевых товаров народного потребления. Одной из основных сфер потребления ориентированных полипропиленовых пленок является кондитерская отрасль. На нее приходится до 30% совокупного потребления БОПП пленок. При упаковывании продуктов БОПП пленки могут использоваться в качестве самостоятельного упаковочного материала, так и в составе многослойных пленочных материалов. По результатам проведенного исследования более 60% от общего объемов потребления БОПП пленок в тоннажном выражении приходится на однослойную упаковку или пленку. Однослойная упаковка из БОПП в основном используется следующими отраслями: • Табачная промышленность; • Конфеты/шоколад; • Мучные кондитерские изделия; • Бакалея (чай, крупы, сахар); • Хлебобулочные изделия; • Карты; • Диски; • Круговая этикетка; • Мороженое; • Цветочная, подарочная упаковка; Кроме того, самостоятельно БОПП пленка используется для производства самоклеящихся пленок и скотча. Порядка 37% БОПП пленок используется для производства многослойной упаковки на основе БОПП. Как правило, это БОПП/БОПП, БОПП/ПП и БОПП/ПЭ. В случае, где используется только один слой ориентированного полипропилена, он идет в качестве тонкого верхнего слоя. Ламинаты на основе БОПП потребляются по большей части следующими отраслями: • Мучные кондитерские изделия; • Конфеты; • Снеки; • Глазированные сырки; • Макароны; • Замороженные продукты; • Мороженое;
Кто есть покупатели БОПП пленок Существующие каналы дистрибуции БОПП пленки на российском рынке можно разбить на три условные группы. Первую группу составляют компании – потребители упаковки. Эти компании самостоятельно закупают пленку у производителя для собственного потребления. Ассортимент такой пленки включает такие виды, как прозрачная термосвариваемая или табачная пленка, а также уже отпечатанную упаковку на основе БОПП пленок. Вторую группу формируют компании – производители упаковки. Эти компании закупают пленку у производителя и изготавливают на ее основе многослойные материалы с печатью. Третья группа включает компании – трейдеры. Это могут быть как дистрибьюторы отдельных производителей, так и торговые компании, наладившие отношения со многими производителями БОПП пленки. Структура использования данных каналов дистрибуции претерпела существенные изменения за 2004 -2006 гг. До 2005 года основная часть пленки поступала по импорту. Многие зарубежные производители могут предложить не только пленку, но и уже готовую упаковку с печатью или без нее. Нередко российские производители продукции были заинтересованы в приобретении уже готовой упаковки. Приход российских производителей БОПП пленки привел к пересмотру имеющейся модели. Многие перешли на пленку отечественного производства. Однако российские производители БОПП пленки не могут предоставить готовую упаковку, так как рассматривают это, как отдельный вид бизнеса. Таким образом, потребители упаковки вынуждены обращаться в специализированные типографии. В результате по итогам 2006 года порядка 70% совокупного объема потребления БОПП пленок закупается производителями упаковки. Доля конечных потребителей в структуре дистрибуции напротив, сократилась с 63% до 19%. Бизнес по поставкам БОПП пленок в Россию сложно по-прежнему назвать развитым. На долю трейдеров приходится около 11% от общего объема поставок. В основном заказ на поставки формируется производителями упаковки, которые обращаются к трейдерам в зависимости от поступления конкретного заказа. Доля поступления заказов от непосредственных потребителей – не значительна (менее 20%). В основном, - это производители хлебобулочных и кондитерских изделий, производители и продавцы цветочной продукции, компании звукозаписи. Т.е. это компании, которым требуется однослойная или трехслойная прозрачная пленка в относительно небольших объемах.
Рынок посреднических услуг Рынок посредников по итогам 2006 года оценивается не более, чем в 10 тыс. тонн. В качестве посредников на российском рынке БОПП пленок могут выступать как производители упаковки, так и оптовые компании, никак не связанные с производством упаковки. Производители упаковки закупают материалы, во-первых, для собственного потребления (в виде производства многослойной упаковки и печати), и, во-вторых, для перепродажи конечным потребителям. В последнем случае речь идет о прозрачной пленке (табачной или термосвариваемой), которая используется производителями продуктов питания без печати (например, для упаковки с этикеткой или для простой обертки картонных коробок). В 2005-2006 гг. в связи с открытием новых производств в России рынок посреднических услуг по продаже БОПП пленок потерпел крах. Импортная БОПП пленка, которой были завалены склады оптовиков, перестала быть востребованной. Дело в том, что отечественные производители для проникновения на российский рынок БОПП пленок стали заключать договора на поставку своей продукции непосредственно с производителями упаковки, ориентируясь на заказы конечных потребителей. По другому пути производители и не могли пойти, поскольку пленку их производства на тот момент никто не знал и посредники не могли ее закупать, будучи неуверенными в качестве нового неотлаженного продукта. Единственным способом показать себя рынку было партнерство с потребителями, которые размещали пробные заказы на новых предприятиях. В период 2005-2006 гг. посредники, как рыночное звено, перестали иметь сколько-нибудь значимый вес, объемы продаж упали в 1,5-2 раза. Однако уже в 2007 году ситуация должна нормализоваться. Политика продаж отечественных производителей начинает постепенно выстраиваться, частично отказываясь от прямых поставок и налаживая работу с посредниками. Это неизбежный путь развития отечественно производства, поскольку в конечном итоге невыгодно работать с множеством мелких клиентов, когда можно реализовывать продукцию большими партиями посредническим организациям, которые в свою очередь будут обрабатывать заказы конечных потребителей. Таким образом, дилерская система продаж должна восстановиться, а компании вернуть свои объемы 2004- начала 2005 гг. В дальнейшем бизнес по поставкам должен стремительно развиваться. Усиливающая конкуренция между производителями будет сопутствовать в становлении трейдинговых компаний на местах. В каких регионах актуальна организация бизнеса по поставкам БОПП пленок, какова емкость местного рынка, кто является основными потребителями данных упаковочных материалов – в отчете маркетингового исследования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ спроса на БОПП пленки на российском рынке».
|