В 2007 году пять основных производителей стретч-пленки в России («Регент-стретч», «Лава», «Новаролл», «Мослогист», «Десногорский полимерный завод») объединились и написали коллективное письмо на имя тогдашнего заместителя председателя правительства России Виктора Зубкова с предложением обнулить ввозную пошлину на линейный полиэтилен. Дело в том, что линейный полиэтилен потребляется в основном именно при производстве стретч-пленок – по некоторым данным, до 80% импорта. Существовавшая пошлина на импорт сырья со ставкой 10% не позволяла отечественным предприятиям конкурировать с уже готовой продукцией из стран Юго-Восточной Азии, где производители работали в рамках национальных соглашений о госдотациях на использование сырья при производстве пленок. Это в конечном итоге позволяло им экспортировать продукт в Россию дешевле, чем российские переработчики закупали только сырье. К активным действиям производителей подтолкнуло еще и то, что начавшийся в 2008 году кризис заставил многих потребителей упаковки переходить с затратных гофрокартонных ящиков на более дешевую стретч-пленку, что подогрело спрос в этом сегменте промышленности. Два года передышки В 2008 году Правительственная комиссия приняла решение в пользу отечественных производителей, и с 17 июня 2008 года начала действовать нулевая ставка пошлины на импорт линейного полиэтилена. Стоит сказать, что доля сырья в структуре себестоимости стретч-пленок составляет 70–75%, таким образом, стоимость конечного продукта почти целиком зависит от стоимости линейного полиэтилена. Снижение ставки импортной пошлины с 10% до нуля позволило российским переработчикам снизить цену на свою продукцию в среднем на 7–8%, что сыграло заметную роль в конкурентной борьбе отечественных предприятий с импортной пленкой. Этот факт подтверждается статистикой: если в 2007 году в России было произведено 51,5 тыс. тонн стретч-пленок, то в 2010 году – уже 94,5 тыс. тонн. За время действия нулевой ставки импортной пошлины производителям частично удалось обновить парк оборудования (новые экструдеры, гофроагрегаты, печатные машины и т.п.) и оптимизировать технологии. Это позволило прибавить конкурентоспособности в качестве, и благодаря этому даже крупные иностранные компании-потребители предпочитают закупать стретч-пленку российского производства. Однако работать на таких условиях и дальше не позволило изменение с января 2011 года таможенных правил при импорте полиэтилена. Согласно этим правилам, если содержание сомономерных цепей в продукте превышает 5%, то такой полиэтилен попадает под классификацию «прочих полиэтиленов», что предусматривает ставку импортной пошлины в размере 10%. По сообщению аналитиков «Маркет Репорт», имело место необоснованное завышение индикативной цены при определении таможенной стоимости при ввозе материала. Помимо нагрузки на себестоимость в виде внезапно возникшей импортной пошлины, на бюджеты предприятий-импортеров линейных полиэтиленов накладывается и недешевое обязательство проходить через лабораторный анализ, определяющий отнесение ввозимого сырья к нужной записи таможенной товарной номенклатуры. Бюрократические барьеры В целом, негативный эффект новых таможенных правил проявился весной: в апреле импорт линейного полиэтилена сократился по сравнению с мартом на 16%. Многим компаниям-импортерам пришлось замораживать довольно большое количество оборотных средств. Вместе с тем, структурные проблемы отрасли обеспечили абсолютный рост импорта линейного полиэтилена как в первом квартале, так и за полугодие: единственный российский производитель ЛПЭНП «Нижнекамскнефтехим» был вынужден в большей степени заниматься производством ПЭНД для удовлетворения дефицита, возникшего из-за аварии на «Ставролене» в декабре 2011 года. Так, в январе-марте 2012 года рост объемов импорта ЛПЭНП составил порядка 20% к тому же периоду предыдущего года, а в июле 2012 года импорт линейного полиэтилена достиг рекордного уровня с 2005 года. Разумеется, производители стретч-пленок даже на фоне роста внешних закупок не могли сидеть сложа руки. Судебные разбирательства с таможенными органами длились почти год. В итоге в декабре 2011 года подкомиссия по тарифно-таможенному регулированию при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции приняла решение обнулить ставку на все «прочие полиэтилены». Но так как на тот момент уже вступили в силу соглашения и правила Таможенного союза, то необходимо было согласовать это решение с остальными странами союза. Вопрос был бы закрыт очень быстро, если бы не внутригосударственное согласование казахской стороны, что отсрочило отмену пошлины до конца октября 2012 года. К слову, в результате затянувшихся переговоров одному из производителей гибкой упаковки с использованием линейного полиэтилена из Саранска пришлось перейти на более низкие сорта сырья и в разы сократить выпуск продукции. Вновь оптимизация Таким образом, коллективные усилия компаний-упаковщиков снова увенчались успехом. Но, очевидно, ненадолго. В августе Россия ратифицировала соглашение о вступлении во Всемирную торговую организацию, согласно которому в 2014 году пошлина на линейный полиэтилен составит 6,5%. Готовясь к новым условиям, производители вновь думают о повышении внутренней эффективности бизнеса. Снизить издержки могут такие меры, как оптимизация географии производственных активов (уже сегодня некоторые компании располагают производство вблизи конечного потребителя), сокращение прочих затрат, модернизация цепочки поставок и т.д. Российскому Союзу химиков удалось получить комментарий Александра Бойко, председателя подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по упаковочной индустрии, исполнительного директора «Национальной конфедерации упаковщиков»: «Настроение у производителей тревожное, но все усилия направлены на то, чтобы разработать комплекс мер, смягчающих последствия вступления в ВТО, тем более что «репетиция» работы с высокой импортной пошлиной уже была». Познакомиться с анализом рынка стретч пленок Вы можете в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков: «Рынок стретч пленок в России». Дарья Ярцева, пресс-секретарь Российского Союза химиков www.polymery.ru |