Сейчас на заводе идут наладочные работы, подготовка оборудования. Мэр пообещал, что новое производство будет экологически чистым. Это требование является одним из основных, так как из окон производственных корпусов завода виднеются башни Кремля. Еще не так давно на «ЗиЛе» даже работал литейный цех, и размещение такого грязного производства в непосредственной близи от центра города смотрелось явным анахронизмом.
«Завод имени Лихачева» (ЗиЛ) был запущен в 1916 году, это старейшее российское автопроизводство. В начале 2011 году он оказался на грани банкротства, но на площадке есть вся необходимая инфраструктура и квалифицированные кадры, поэтому у предприятия решили сохранить автомобильный профиль.
Отвечать за производственный процесс будет созданная в мае этого года правительством Москвы компания-оператор «МосавтоЗиЛ». Юридически это 100%-я «дочка» «ЗиЛа». В августе Федеральная антимонопольная служба разрешила «МосавтоЗиЛу» купить саратовскую группу «Химэкс», которая имела «спящее» соглашение о промсборке, дающее льготы на ввоз комплектующих.
Как считает начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун, если это СП займется выпуском моделей легких коммерческих автомобилей под марками Fiat или среднетоннажных грузовиков Hyundai, или моделей какого-нибудь еще бренда, то это может спасти «ЗиЛ» от окончательного банкротства. Но для успеха такого проекта нужна политическая поддержка руководства Москвы, которое должно обеспечить налоговые и прочие преференции СП, так как в центре Москвы издержки по зарплате и другим параметрам гораздо выше, чем например, в Татарстане, где Fiat сотрудничает c Sollers.
На проектную мощность в 150 тысяч автомобилей в год завод выйдет к 2016 год. Общий объем инвестиций составит около 12 млрд рублей. С учетом вложений сторон Сбербанк получит в проекте 51%. В дальнейшем Сбербанк и правительство Москвы могут продать доли инвестору.
Что за модель будут выпускать на «ЗиЛе», мэр не уточнил. Пока официально интерес к сборке грузовиков на «ЗиЛе» подтвердил только автоконцерн Renault. Но со знаменитыми «Бычками» покончено. «Это — вчерашний день. Они не востребованы на рынке. Мы должны там развивать новое современное производство», – сказал Собянин.
Ранее выпуск «Бычков» ЗиЛ-5301 был перенесен на производственную площадку «Петровский завод автозапчастей АМО ЗиЛ» в Саратовской области.
Этот маневр предоставил заводу Лихачева дополнительное время для переговоров с потенциальными стратегическими партнерами, которые помогут ему выйти из кризиса.
Ранее Петровский филиал «ЗиЛа» специализировался только на изготовлении задних мостов и передних осей автомобиля «ЗиЛ», а также амортизаторов, сцеплений, бортов и оснований платформ для своего головного предприятия.
Обновленный «ЗиЛ» разместится на трети своей исконной территории, а непосредственно производство лишь на 50 га. Остальная площадь бывшего завода отойдет под строительство жилья, офисные помещения и спортивные сооружения. «Это будет серьезный район, привлекательный для девелоперов», – отметил Сергей Собянин. Автор: Алексей Щеглов Гудок |