Начнем с общеизвестного: в мае 2003 года была зарегистрирована фирма «Мишка-Тула-Москва», объявившая себя новым производителем Мишки. Под завод предполагалось переоборудовать цех Тульского комбайнового завода (ТуКЗ), сырье для пластиковых наружных панелей и других деталей взялся поставлять Сибур. Проект патронировал шахматист Анатолий Карпов, член КПРФ и хороший знакомый другого известного коммуниста – губернатора Тульской области Василия Стародубцева. Благодаря этой влиятельной диаде начали готовить что-то действительно похожее на производство, в отличие от пустословно распиаренных предыдущих попыток, которых наберется с десяток. С тех пор прошло почти десятилетие, в которое о Мишке не появлялось почти никакой информации. Тем не менее, работа по организации производства в Туле шла, правда, не по намеченному в 2003 году сценарию. В 2005 году Василий Стародубцев уступил губернаторское кресло Вячеславу Дудке, кадровому военному и члену партии «Единая Россия» (это важно). Новый губернатор как-то сразу невзлюбил проект по сборке Мишки и повелел практически подготовленную площадку отобрать. А Карпов сотоварищи уже вложили в эту площадку определенное количество сил и средств и просто так сдаваться не собирались. Пошла череда судебных разбирательств, длящаяся по сию пору. Несмотря, кстати, на то, что Вячеслава Дудку на посту губернатора в прошлом году сменил бизнесмен Владимир Груздев, вполне лояльный к Мишке. Последнее сообщение в СМИ о «Проекте Мишка» появилось в конце 2011 года: дескать, руководители «Мишка-Тула- Москва» все проблемы утрясли и производство начнется весной 2012-го. Но оно не началось. Вместо этого – очередная маленькая сенсация: сборку Мишки переносят в Москву, на ЗиЛ, с которым, якобы, нет никаких проблем, а есть кадры и хорошая инфраструктура. Как известно, Анатолий Карпов в 2011 году стал депутатом Госдумы и, согласно закону, перестал быть учредителем всех коммерческих организаций, в том числе и «Мишка- Тула-Москва». Де-факто его место занял другой шахматист и бизнесмен, американец российского происхождения Максим Длуги. Он же стал соинвестором проекта, в лице собственной фирмы ОАО «ПО Вертикаль». Так что ныне это совместный проект двух указанных компаний. Карпов же остается, по словам Максима, «другом проекта». Автомобиль Мишка получил одобрение типа транспортного средства, но… всего на 250 автомобилей трех модификаций: 150 универсалов и 100 фургонов и пикапов. Это установочная партия. Именно ее и планируют собрать на ЗиЛе, с тем, чтобы получить хоть какое-то количество «живых» машин и продемонстрировать потенциальному инвестору действующее производство. Максим Длуги не скрывает, что основная его задача как финансиста – именно поиск стратегического инвестора, способного вложить средства в оснастку для планируемых 30 000 машин в год. До сих пор поиск такого инвестора сдерживался виртуальностью проекта – машина вроде бы есть, но ее вроде бы и нет. Теперь же решено напрячься и показать не только единичные образцы, сваренные «на коленке», но и сам процесс изготовления. По официальной информации, с ЗиЛом удалось договориться достаточно быстро, за пару месяцев. На самом деле, переговоры начались еще в прошлом году, причем речь шла о том, чтобы силами ЗиЛовских инженеров доработать Мишку до соответствия современным требованиям. Все-таки, машина за 14 лет своего существования успела сильно устареть. Сейчас пока непонятно, успеют ли внести изменения в конструкцию для установочной партии, запланированной на осень. Но то, что такие идеи есть – факт. Как сказал Максим Длуги, на ЗиЛе арендован цех, где ранее производили холодильники. Не цех даже, а его небольшой участок, 200 кв. метров. По словам же ЗиЛовцев, «Мишка- Тула-Москва» претендует еще и на часть цеха №6 , где делались легковые ЗиЛы. А в арматурном цехе ЗиЛа для производства Мишки будут делать оснастку. При этом площадку в Туле пока не бросают, оставляя ее как запасной вариант. Что будет, если внешний инвестор не найдется? На этот вопрос Максим отвечает: «Будем делать на свои. Пусть не в таком большом объеме, пусть не так быстро – но будем. Хотя предварительные договоренности с инвесторами уже есть, они ждут результата первого этапа. Это дело прибыльное – уже тираж в 5 000 машин выводит проект «в ноль». С какими конкретно инвесторами разговаривали, Максим не сказал. Дескать, рано еще. Но признался: «Мы готовы уступить даже контрольный пакет, оставив себе небольшую долю в проекте, лишь бы он развивался». Мы не будем сейчас оценивать перспективы проекта, надо подождать начала хоть каких-то активных действий по производству. Отметим лишь, что своеобразность конструкции Мишки вызывает много вопросов, прежде всего по пассивной безопасности. Но технические вопросы выходят за рамки компетенции финансиста Максим Длуги, а с другими соучредителями проекта поговорить на текущий момент не удалось. Точнее так: гендиректор ОАО «Мишка-Тула-Москва» Леонид Загорский пообещал в скором времени ответить на наши вопросы. Так что в рассказе о Мишке мы не ставим точку и еще вернемся к этой теме. Справка Габариты Мишки — 3330х1575х1442 мм. Колесная база — 2280 мм. Клиренс — 185 мм. Кузовные панели из полимера навешиваются на каркас и низколегированной стали. Гарантия на кузов: 10 лет. Объем багажника Мишки варьируется от 400 до 800 л. У Мишки модульная конструкция: задняя часть кузова вместе с крышей, стойками и половинкой багажной двери сделана съемной. Таким образом, автомобиль будет предгагаться в трех вариантах: универсал (от 195 тысяч рублей), фургон (от 170 тысяч рублей) и пикап (от 170 тысяч рублей). Мишку планируют оснащать мелитопольскими моторами 1.2 и 1.3 в сочетании с 5-ступенчатой «механикой». В качестве альтернативы рассматривается вазовский мотор 1.4 . avto.ru |