При этом правительство России и Еврокомиссия намерены установить механизм, который позволит сохранить объемы импортных автозапчастей из Европы, сохранив при этом выгодные условия промышленной сборки иномарок на территории страны. Если стоимость экспорта запчастей из ЕС упадет до уровня 2010-го года, РФ начинает стимулировать поставщиков на дальнейшее сотрудничество, вводя компенсирующие квоты. Эти меры позволят поставщикам не отказываться от российского рынка даже во время ценового спада: таможенные пошлины для автозапчастей будут максимально снижены, а для ряда наименований обнулены. «Компенсирующий механизм вводится в действие, когда стоимость экспорта из ЕС охватываемых товаров в течение года, по результатам которого компенсирующий механизм приводится в действие, снижается более чем на 3% относительно одного или обоих соответствующих пороговых показателей», - указано в тексте соглашения между правительством РФ и Еврокомиссией. Пороговые показатели – стоимость экспорта двигателей и остальных запчастей в 2010-м году. Согласно проекту Минэкономразвития, оба показателя составили 896,1 млн. долларов (двигатели) и 8,25 млрд. долларов (остальные компоненты). При этом, если российский рынок сбыта новых автомобилей упадет на 25%, то размер компенсирующих квот уменьшиться в том же размере. «В отношении любого дальнейшего сокращения от 25% до 45% каждый 1% сокращения продаж новых легковых автомобилей приведет к дальнейшему сокращению на 3,75% размера компенсирующей квоты в стоимостном выражении», - говориться в тексте документа. После вступления РФ в ВТО, российские автоконцерны добились особого соглашения с западными коллегами: согласно этой договоренности, ввозить автозапчасти на территорию страны намного выгодней, чем готовые автомобили. Тем самым российские автозаводы стимулируют зарубежные автоконцерны перенести акцент на промсборку в России. Соглашение предполагает, что большая часть запчастей, из которых впоследствии «АвтоВАЗ» и другие предприятия будут собирать готовые иномарки, будет производиться на территории России. Выгода отечественных игроков рынка очевидна: европейские компании будут вынуждены создавать в стране новые производства, на российском рынке появятся иномарки «нашей» сборки. При этом возник вопрос о том, как стимулировать новых партнеров по ВТО к сотрудничеству и сохранить объем импорта авто-деталей с конвейеров ЕС. При условии, что значительная часть продукции партнеров по соглашениям о промсборке производится в России, объем импорта, естественно, сократится. Еврокомиссия и российские федеральные ведомства пришли к выводу, что импортное направление запчастей из ЕС должно получить какие-либо компенсации для того, чтобы не пострадать от новых соглашений. В итоге был создан регулирующий механизм квот на таможенные льготы. Напомним, в рамках присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации таможенные пошлины на все товары будут снижены до докризисного уровня. Средняя ставка российских пошлин на автомобили снизится с 15,5% до 12,0%. Для сравнения: в Европе в настоящее время пошлины на ввоз машин составляет 12,5%. Сейчас заградительные пошлины позволяют государству экономически воздействовать на иностранные автомобильные компании, которым благодаря высоким пошлинам выгоднее расширять и инвестировать производство машин в России, чем ввозить их. При этом у России сохранится возможность поддерживать отечественный автопром, но эта поддержка будет иметь другой формат. ВТО позволит без ограничений инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, увеличивать долю государственного участия в предприятиях автопрома. Вместе с тем Россия пошла на ряд определенных уступок для сохранения особых условий режима промсборки, который направлен на стимулирование производства зарубежных автоконцернов в России. Одним из ключевых условий этого режима является обязательство концернов производить 60 процентов компонентов на российской территории. Импорт запчастей независимыми зарубежными поставщиками в таком случае упадет. Автор: Павел Миронов |