Зимой предприятие, скорее всего, будет работать по сокращенному графику. А в следующем году надеется не только на себя, но и на преференционные подарки украинского правительства. Первую поблажку "Карпатнафтохим" получил еще год назад, когда Верховная Рада проголосовала за закон, позволяющий калушскому заводу ввозить для собственных нужд импортные дистилляты (дизтопливо и прямогонный бензин) без уплаты акциза и ввозной пошлины. Однако в текущем году, из-за строительных работ на ПВХ-комплексе и запуска его в нормальную эксплуатацию фактически только со второго полугодия, "Карпатнафтохим" воспользовался льготой не в полной мере. Впрочем, Кабмин в начале ноября продлил действие преференции на следующий год, сохранив квоту на безналоговый импорт на том же уровне – 225 тыс. тонн легких дистиллятов и 170 тыс. тонн тяжелых. Ввиду правительственных планов по повышению с нового года ставок акциза на дизтопливо экономия "Карпатнафтохима" станет еще ощутимее – не менее 100 долл. на каждой тонне сырья. Таким образом, первый пункт программы лукойловских лоббистов по снятию с мели "Карпатнафтохима" выполнен. Но есть еще второй. Предприятие добивается введения заградительной пошлины на импорт ПВХ в Украину (хотя бы на уровне 5% от таможенной стоимости). Законопроект подобного содержания зарегистрирован в октябре в украинском парламенте. И в авторах его значатся почти все те же люди, что и пробивали ранее льготный импорт сырья в Калуш: нардепы Дмитрий Сандлер, Алексей Федун, Роман Ткач. Первый – бывший руководитель СП "Лукор", из которого и вылупился впоследствии "Карпатнафтохим"; второй – родственник одного из вице-президентов "Лукойла"; третий – экс-губернатор Ивано-Франковской области. На самом заводе утверждают, что заградительная мера направлена в первую очередь против американских производителей поливинилхлорида, которые в последнее время активно демпингуют на украинском рынке. Но можно не сомневаться, что в случае введения пошлины она станет поперек пути и европейским, и китайским, и российским импортерам. Выражаясь метафорически, вокруг "Карпатнафтохима" пытаются построить своеобразную систему шлюзов. По одному из них будет заходить на завод российское сырье. И работать он будет по принципу "зеленой улицы". Другой шлюз призван регулировать доступ на украинский рынок продукции, конкурирующей с калушской. И там предполагается включать преимущественно красный свет. Конструкция выглядит откровенно лоббистской, зато, как утверждают ее инженеры, выгодной для страны. Только бы сработала. Пока в дирекции "Карпатнафтохима" вынуждены признать, что работа нового ПВХ-комплекса, в который российские владельцы инвестировали порядка 240 млн долл., не оправдывает экономических расчетов подразделения "Лукойл-Нефтехим". Планировалось, что уже в сентябре это производство выйдет почти на проектную мощность – 25 тыс. тонн в месяц (потенциально оно может давать 300 тыс. тонн суспензионного поливинилхлорида в год). Увы, максимум, которого пока удалось предприятию, – примерно 18 тыс. тонн в августе. Генеральный директор "Карпатнафтохима" Сергей Чмыхалов объясняет "несбычу мечт" тремя основными причинами. Во-первых, подорожанием энергоносителей (как нефтепродуктов, так и природного газа). В плановые показатели закладывались более низкие цены. Во-вторых, затянувшимися сроками ввода в эксплуатацию ПВХ-комплекса в Калуше. Когда это наконец случилось, в мире, да и в Украине, опять начали поговаривать о рецессии, строительство стало сворачиваться (а эта отрасль – один из главных покупателей ПВХ-профилей и подобных изделий), а конкуренция между производителями обострилась. В-третьих, агрессивное вторжение на европейские и постсоветские рынки американского поливинилхлорида. По словам С.Чмыхалова, американцы могут себе позволить демпинг за счет дешевизны сырья и больших объемов производства, но качество у калушской продукции выше. Правда, последний тезис заводу еще долго придется доказывать потребителям. По данным маркетологов "Карпатнафтохима", еще в 2009 году доля американского ПВХ в украинском импорте составляла всего 11%, а суммарный объем импорта исчислялся примерно 80 тыс. тонн. В 2010 он вырос до 125 тыс. тонн, а присутствие янки увеличилось до 47%. В 2011, возможно, оно преодолеет даже 50% рубеж. Правда, физические объемы поставок из-за рубежа все же будут меньшими. Часть внутренней ниши калушский завод уже занял. До нынешнего года ввоз суспензионного поливинилхлорида был не прихотью, а необходимостью для страны. В Украине данный продукт никто не выпускал. На "Днипроазоте" ПВХ-производство закрылось еще в 2002 году, на первомайском "Химпроме" – в 2006. В то же время внутренний спрос на поливинилхлорид уверенно растет. В текущем году емкость украинского ПВХ-рынка оценивается уже в 140 тыс. тонн (или в более чем в 150 млн долл. в денежном выражении). И предпосылки для роста есть. В Украине объем потребления поливинилхлорида на душу населения равен примерно 2,5 кг, в развитых странах – 15-18 кг. Исходя из этих цифр, "Карпатнафтохиму" и его покровителям есть за что бороться. Потенциально завод может продавать у себя на родине половину всей продукции, производимой при полной загрузке. К тому же применяя принцип внутрикорпоративной технологической цепочки. Топливное сырье он закупает у папы "Лукойла", в Калуше перерабатывает его в этилен, который вместе с хлором является базовым сырьем для ПВХ. А хлор у "Карпатнафтохима" тоже свой. В 2012 предприятие намерено сделать цепочку еще длиннее, запустив собственную линию пластиковых профилей мощностью 20 тыс. тонн в год и освоив выпуск эмульсионного поливинилхлорида (ПВХ-Э). Последний применяется для изготовления искусственной кожи, линолеума, натяжных пленок и т.п. Переговоры о строительстве мощностей под ПВХ-Э "Карпатнафтохим" ведет с немецкой компанией Vinnolit и французской Tarkett. Но окончательное добро на этот инвестпроект в российском "Лукойле" еще не дали. Там хотят увидеть хоть какие-то тенденции к возврату уже вложенных денег. С другой стороны, закрывать отечественный рынок ПВХ-сырья для импорта – все равно что сдать его в монополию "Карпатнафтохиму". Тут бы найти некую золотую середину. Но в условиях, когда "Лукойл" давит на украинское правительство, это нелегко. К тому же именно из-за правительственного невмешательства в приватовские нефтетранспортные схемы сегодня в Украине простаивает другой крупный лукойловский актив – Одесский НПЗ, принося миллионные убытки материнской компании. А кабинет Николая Азарова как бы в долгу перед Вагитом Алекперовым. И если ему придется выбирать, с кем ссориться – с российскими или американскими производителями поливинилхлорида, то итог в нынешних политических реалиях довольно предсказуем. В той же России ввозная пошлина на ПВХ уже существует, в размере 10% от таможенной стоимости. В нынешнем году Ассоциация предприятий хлорной промышленности РФ добивалась увеличения ее до 15%, но правительство Владимира Путина в октябре отказало химикам. Это приятная новость для прикарпатского предприятия. Ведь в числе его сбытовых приоритетов российский рынок, возможно, даже важнее украинского. В Россию ушли первые партии калушского ПВХ, и по прогнозам соседняя страна может импортировать до 150 тыс. тонн продукции "Карпатнафтохима". Собственного современного производства поливинилхлорида в России пока нет. Строительство подобного комплекса на 300 тыс. тонн ПВХ ведет компания "РусВинил", но завершено оно будет лишь в 2014 году. Если же "Карпатнафтохим" сможет на постоянном уровне выдерживать качество своего ПВХ, то для него есть смысл потолкаться и за место на центральноевропейских рынках. Из региональных производителей у него три конкурента: румынский завод в Рымнику-Вылча, чешский – в Нератовице и венгерская компания Borsodchem. Первый из них недозагружен, стар и убыточен, второй – еще пару лет назад был основным покупателем этилена, производимого в Калуше. Сегодня для него украинский сырьевой канал закрыт. Чешское производство, эксплуатируемое компанией Spolana, наиболее эффективно, но мощности его не столь велики (130-140 тыс. тонн ПВХ) и используются практически на 100%. Стремиться к такому показателю следует и "Карпатнафтохиму". Ведь, как показывает европейская практика, залогом наиболее рентабельной работы ПВХ-производителей являются два фактора: высокая загрузка – не менее 80% и низкая себестоимость исходного сырья – прежде всего этилена, на который приходится 45-55% в конечной цене поливинилхлорида. Совладать со вторым фактором калушскому предприятию прилежно помогает Кабинет министров Украины, разрешивший льготный ввоз топлива. Что же касается первого – то тут все в руках самого "Карпатнафтохима" и его хозяина, "Лукойла". С анализом текущего и потенциального спроса и предложения на российском рынке продуктов переработки ПВХ Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков: «Рынок суспензионного ПВХ в России». «Рынок оконного ПВХ профиля в России» «Рынок ПВХ подоконников в России» «Рынок стеновых ПВХ панелей в России» «Рынок напольного ПВХ плинтуса в России» «Рынок настенных кабель-каналов в России» Ярослав Ярош МинПром
|