По словам руководителя СХиП Валерия Андосова, из 75 крупнейших химических и нефтехимических компаний мира у 42 на спецхимию приходится более 50% бизнеса и только семь крупнейших компаний отрасли (производители удобрений) не имеют бизнеса спецхимии. Возможности развития в сегментах специальной химии СИБУР оценивал с середины 2000-х годов. В результате был отобран ряд проектов по критериям масштаба, рыночной привлекательности, интеграции в сырьевую цепочку СИБУРа и возможности получения необходимых компетенций. Это проекты создания и развития бизнеса полимерных композитных материалов, добавок для полимеров, поверхностно-активных веществ, а также проекты, связанные с производством акриловой кислоты и ее производных (приобретение «Акрилата» находится именно в этом контексте). Вне конкуренции? Предприятие строилось в расчете на покрытие всей территории Советского Союза. В других подобных заводах страна уже не испытывала необходимости, так что до сих пор «Акрилат» – единственный производитель акриловой кислоты и ее производных на постсоветском пространстве. Причем новых планов по созданию мощностей, выпускающих акриловую кислоту и эфиры акриловой кислоты, на рынке РФ до сих пор не было анонсировано. Акриловая кислота служит исходным сырьем для производства красок и лаков. На «Акрилате» из нее получают эфиры акриловой кислоты. Добавив к эфиру метиловый, этиловый или бутиловый спирт, получим метил-, этил- или бутилакрилат. Акрилаты, в свою очередь, служат сырьем для дисперсий, входящих в состав водоэмульсионных красок. Потребление этих дисперсий на внутреннем рынке непрерывно растет, причем сегодня половина спроса на них покрывается импортом. Кроме того, акриловая кислота эфирного сорта после очистки превращается в акриловую кислоту полимерного сорта, которая используется в производстве суперабсорбентов (сильных поглотителей жидкости): их можно встретить, к примеру, в виде начинки в детских памперсах. Еще одна сфера применения – водоочистка, нуждающаяся в химикатах для водоподготовки на базе акриловой кислоты. Мощности «Акрилата» по эфирам акриловой кислоты позволяют полностью закрыть потребности российского рынка в этой продукции. Сейчас доля продаж на внутреннем рынке примерно равна доле экспортных поставок (в 2006 году она составляла 15% и с тех пор только расширялась). В среднесрочной перспективе эта доля дорастет до 100%. Основные потребители в России – производители дисперсий для лакокрасочной промышленности. Экспорт сегодня идет в основном в Европу – как глобальным компаниям, так и небольшим местным производителям. Внутри России у «Акрилата» предприятий-конкурентов нет. За рубежом крупнейшими производителями акриловой кислоты и производных являются компании Dow, BASF, Arkema и Nippon Shokubai. У Dow на российской территории (в подмосковном Раменском) есть свое предприятие по выпуску акриловых дисперсий, и ему материнская компания, избегая зависимости от единственного поставщика, поставляет свое сырье наряду с закупками у «Акрилата». Остальные мировые производители не видят смысла везти сырье для производства акриловых дисперсий в Россию и конкурировать с «Акрилатом» на его поле. Выпуская продукцию мирового уровня качества, он всегда может предложить потребителям приемлемые условия поставок и сбалансированный продуктовый портфель. Вечно молодой Что касается качества, то тут могут возникнуть вопросы, связанные с еще советскими корнями проекта. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, последовавший за ним приказ всесоюзного объединения «Союзхлор» о создании акрилатного комплекса на Дзержинском производственном объединении «Оргстекло» вышли еще в 1987 году. Тогда же было принято решение закупить все оборудование и технологический процесс в Японии, поставщиком выступила компания Nissho Iwai, которая остается одним из крупнейших мировых поставщиков технологий и оборудования, правда, уже в составе Sojitz Corporation. Приобретение «Акрилата» позволит развить цепочку переработки продукции Компании в быстро растущих сегментах Но предприятие «Акрилат» было пущено в 2004 году, то есть через 17 лет после того, как технологический процесс и оборудование были куплены. И еще в 2006 году, когда на предприятие пришел нынешний заместитель генерального директора Михаил Герасимов, приходилось, по его словам, «выстраивать систему, стабилизируя работу мощностей для получения продукции нужного качества». Что мы имеем в 2011 году, на момент приобретения «Акрилата» СИБУРом? Руководитель проекта СХиП Евгений Махов поясняет: «Акрилат», несмотря на относительно небольшие размеры производства, обладает одним из самых эффективных сегодня технологических процессов. Сравнение его с мировыми аналогами показывает, что по совокупной себестоимости производства продукции это экономически наиболее эффективный процесс из коммерциализированных в мировой индустрии технологий в части акриловых мономеров». Цепочка Конкурентные преимущества предприятия, заложенные в использованной технологии, усиливаются сырьевой составляющей. Еще до покупки «Акрилата» СИБУРом он работал главным образом на пропилене «СИБУР-Нефтехима» и бутиловом спирте производства «Сибур-Химпрома». Планируется полный переход на сырье СИБУРа, только технологические добавки и катализаторы, которые не выпускаются в России, будут поставляться из-за рубежа в рамках действующих контрактов. Расширение мощностей «Акрилата» в направлении более глубокой переработки позволит перерабатывать нынешнюю продукцию «Акрилата» в продукты с более высокой добавленной стоимостью. Генеральный директор предприятия Алексей Авдеев говорит: «Как руководитель, я, безусловно, жду развития производственной площадки. Здесь, помимо акриловой кислоты, можно развернуть производство целого ряда новых продуктов». Его поддерживает Михаил Герасимов: «Предприятие не может работать в том формате, который сейчас существует, то есть производя только мономеры – саму акриловую кислоту и эфиры. Чтобы это было высокорентабельное предприятие, необходимы последующие переделы». Валерий Андосов видит «Акрилат» как новую технологическую платформу СИБУРа для увеличения мощностей по производству акриловой кислоты, ее легких и тяжелых эфиров, а также создания новых производств дисперсий, добавок для полимеров, реагентов водоподготовки и суперабсорбентов. «Компания имеет устойчивую сырьевую базу для развития «Акрилата», кроме того, сам бизнес расположен на растущем рынке. Конечно, мы не рассматриваем развитие всех сегментов производных акриловой кислоты самостоятельно. В одних продуктовых сегментах мы предполагаем остаться надежным поставщиком качественного сырья для наших партнеров, другие сегменты мы будем развивать с партнерами или самостоятельно». Мировой опыт показывает, что в рамках диверсификации бизнеса компании наряду с производством базовых продуктов можно войти в нишевые сегменты, производя там меньше, но зарабатывая на этом больше. Для «Акрилата» Для самого предприятия вхождение в СИБУР – это не только импульс к развитию производственной площадки, но и «информационный взрыв». По словам Алексея Авдеева, «специфика предприятия состояла в том, что до недавнего времени оно входило в структуру, будучи в ней единственным нефтехимическим производством. До определенной степени работники предприятия варились в собственном соку». Теперь начнется интенсивный обмен профессиональными компетенциями – своего рода встряска, а развитие площадки потребует хорошего мозгового штурма. «Насколько я понимаю, – продолжает генеральный директор, – в социальном плане работники предприятий, входящих в СИБУР, также обладают большими возможностями, чем сегодня работники «Акрилата». Словом, уверен, что полезный эффект от вхождения в СИБУР скажется и на коллективе предприятия, и на компании в целом». Подробнее познакомиться с ситуацией на российском рынке акрилатов - бутилакрилата, метилакрилата и этилакрилата, - Вы можете в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок акрилатов в России». Источник: Журнал «Сибур сегодня»
|