- Какие тенденции российского и европейского рынка упаковки являются доминирующими? - Европейский и российский рынки имеют много как различий, так и общего. Их схожесть заключается в сильных позициях основного, очень стабильного вида тары - картонной упаковки. В Европе этот сегмент достиг определенного уровня и сохраняет свои позиции, составляя около 70 % рынка. В России сегмент картонной упаковки еще увеличивается вместе с ростом рынка. И на российском, и на европейском рынке можно выделить появление в последние годы относительно нового сегмента упаковки - пластиковой бутылки (ПЭТ), которая, как любой новый продукт, активно занимает свою нишу. В Европе этот процесс начался раньше, чем в России, и темпы роста сегмента снизились, в России же его рост продолжается. - Как Вы оцениваете потенциал российского рынка упаковки? Какие форматы упаковки, на Ваш взгляд, являются наиболее перспективными? - Несмотря на то, что темпы роста отечественного рынка упаковки невысоки, значительные масштабы российского рынка делают его стратегическим для многих компаний, в том числе для нашей. Сейчас на отечественном рынке жидких молочных продуктов идет напряженная конкуренция между мягким полиэтиленовым пакетом, картонной упаковкой, «кувшином» и ПЭТ-бутылкой. Мы предполагаем, что в ближайшее время доля пластиковой бутылки достигнет насыщения и в соотношении различных видов упаковки наступит баланс. Ключевые позиции сохранит картонная упаковка, обладающая рядом преимуществ. Среди них: • прогнозируемость затрат, так как цены на древесину более предсказуемы, в отличие от цен на нефтепродукты, которые являются сырьем для пластиковой упаковки; • возобновляемость сырьевого ресурса; • экологические преимущества, связанные прежде всего с утилизацией. Что касается упаковки в пленку, то на европейском рынке такая упаковка представлена незначительно. Этот сегмент будет существовать в нашей стране, так как существует потребность в недорогих решениях. Тем не менее, процесс замены полиэтиленовых пакетов медленно, но идет, и постепенно будет набирать обороты. Рано или поздно, на наш взгляд, он уступит свое место более современным упаковочным решениям. - В настоящее время большое внимание уделяется вопросам утилизации упаковки. - Утилизация картонной упаковки приобретает все большую актуальность во всем мире. Наиболее перспективной является переработка отходов картонной упаковки в целях получения вторичного сырья в виде целлюлозы, полиэтилена и др. Из вторсырья, прошедшего переработку, можно снова изготовить картонную упаковку или дешевую упаковочную бумагу. Причем, направляя картонную тару на утилизацию, можно получить при этом обратно какую-то часть ее стоимости. В Европе вопросы утилизации вынесены на правительственный уровень. В России этот процесс также должен получить государственную поддержку, так как силами отдельных компаний вести его неэффективно. Компания «Элопак» наряду с другими крупными упаковочными компаниями принимает активное участие в работе ассоциаций по утилизации упаковки. - Расскажите об эволюции картонной упаковки на примере упаковки компании «Элопак». - Активное развитие рынка молочной продукции находит отражение и в упаковке. Самая первая упаковка, появившаяся еще в советские времена, - упаковка традиционного формата - прямоугольной формы с «гребешком», Следующим шагом стало решение вопросов удобного наливания продукта - сверху появилась крышка, что привело к значительному повышению удобства использования данного формата. Сегодня в России более 50 % упаковки продается «под крышку», в Европе доля такой тары составляет 80-90%. Разнообразные дополнения к форме упаковки, появление дополнительных граней, изменение формы «гребешка», т. е. придание упаковке отличительных, эстетических свойств являются современными направлениями совершенствования упаковки. Это уже апеллирование к эмоциям потребителя. Кроме того, дополнительная грань может использоваться для передачи полезной информации о продукте, а также для его кодировки. Наряду с распространенными литровыми упаковками происходит разработка новых форматов, расширение спектра вариантов объема: пол-литра, полтора, два и др., формат «мини» для упаковки объемом 0,5 л. Компанией «Элопак» уже реализованы три проекта с использованием такого формата в России. Также идет реализация семейного формата упаковки (на Челябинском молочном заводе). Если обратиться к системе открывания-закрывания упаковки, то и здесь представляются широкие возможности для деятельности. Это все более удобные и необычные конфигурации крышки, появление облегченных крышек, имеющих более низкую себестоимость, варианты увеличенного размера и диаметра, позволяющие избежать расплескивания, наливать продукт повышенной вязкости или с кусочками фруктов, что в свою очередь расширит возможности для создания новых рецептур продуктов. Процесс разработки новых видов упаковки не останавливается: сегодня создана упаковка с прозрачными окнами. Специалисты компании разделяют мнение, что для сохранения интереса потребителя к продукту с течением времени нужно менять сам продукт. Этим в компании занимается специальное подразделение, в задачу которого входит поиск новых решений в области упаковки, сохраняя возможности использования имеющегося упаковочного оборудования. Инвестируя средства в разливочную машину один раз, переработчик имеет возможность многократно изменять облик своего продукта на рынке. Таким образом, перспективно создание разнообразных форм (картон имеет высокий потенциал по созданию новых форм) и размеров, отличных от стандартных. Но первоочередной является работа с сырьем: сокращение потребляемой древесины при сохранении прочностных характеристик и обеспечение снижения цены продукта на полке. Здоровая конкуренция стимулирует развитие компании. - Каковы предпосылки для строительства завода в России? - Проект развития собственного производства задумывался нами давно. Решающими стали такие факторы как устойчивые позиции компании «Элопак» на рынке, высокий потенциал российского рынка по сравнению с зарубежным, растущий рынок свежих молочных продуктов, являющийся нашим целевым сегментом. Выбор Санкт-Петербурга в качестве площадки для строительства обусловлен близостью источников сырья (я имею в виду Финляндию), удобством и качеством транспортных путей, наличием квалифицированных специалистов, соседством с московским рынком. Общий объем инвестиций в проекте составит более 50 млн евро. Максимальная производительность завода исходя из оборудования, установленного в настоящее время, будет равен 1 млрд. упаковок, т. е. предприятие обеспечит 50%-ный запас к имеющимся объемам. Планируется производство упаковки для молока и асептического розлива соков. Открытие состоится в середине лета текущего года. С анализом российского рынка молочных пленок Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок молочных пленок в России». Журнал «Переработка молока» |