Почему была выбрана непрерывная технология полимеризации в массе? Ведь до недавнего времени лидирующей технологией была суспензионная циклическая технология? Сегодня тенденция обратная. Современный уровень развития техники и аппаратов позволяет делать то, что раньше было невозможно чисто физически. Держать определенное давление, например. Сегодня это уже технически возможно. Нашим лицензиаром по линии полимеризации стирола выступила японская Toyo Engineering – известная компания с солидной репутацией. 50 тыс. тонн ежегодно вы перерабатываете сами или же это избыточные мощности? Порядка 75% мы перерабатываем на своих заводах. Еще около 25% реализуем на рынке, в том числе экспортируем в страны Европы. Наш полистирол отличается, например, от нижнекамского: у нас более узкое молекулярно-массовое распределение и более широкий диапазон показателя текучести расплава. То есть, мы обеспечиваем более широкую нишу для переработки. Если есть резервы по мощностям, почему тогда идет строительство еще одной линии на 50 тыс. тонн в год? Во-первых, развивается потребление полистирола внутри «Пеноплэкса». Например, мы строим завод теплоизоляционных XPS-плит в Иркутской области. Там мы уже приобрели площадку бывшего рубероидно-картонного завода. Есть планы по расширению линий на существующих заводах. Кроме того, полистирол сам по себе востребован на рынке. Получив собственный полистирол общего назначения, вы развязались от сырьевых рисков. А почему было принято решение идти в новые продукты? Как возникло это направление гидроизоляционных материалов? Завоевав сильные позиции в XPS, научившись не только его производить, но и продавать, мы задумались, что делать дальше, что еще, кроме теплоизоляции, мы можем производить. Вот вы спрашиваете: «Где риски?», а мне кажется более важным вопрос: «Где ключевые компетенции?» Это позволяет сделать правильный выбор. Мы считаем, что наша ключевая компетенция – в умении работать со строительными материалами. Кроме того, мы разбирались в полимерах. Поэтому и пришли в нишу гидроизоляции. Конечно, у ПВХ свои нюансы, но это не минеральная вата, не кирпичи и доски, а что-то более знакомое. А каналы сбыта одни и те же, сеть дистрибуции уже была. Поэтому мы и создали производство гидроизоляционных материалов на основе ПВХ-мембраны. Общие вложения составили около 2 млрд рублей. На заводе я видел, что одна линия работает, а вторая стоит. Почему? Мы запустили этот завод в 2008 году, а потом все началось: строительная индустрия начала со страшной скоростью тормозиться или вовсе встала. А восстановление идет очень медленно. Вот поэтому возможности второй линии пока избыточны. А полимерная гидроизоляция вообще востребована на рынке? Пока применяются традиционные технологии с использованием битума. Это, в принципе, уже устаревшая практика, но в России на нее приходится 95% объемов, а по нашей оценке, это около 300 млн м2 в год. В США 75% рынка гидроизоляции – это современные полимерные композиции, в Европе – около 50%. У битумной гидроизоляции короткий срок службы, короткие межремонтные периоды, и она, если говорить о квадратном метре кровли, дороже, чем полимерная. Продукт должен быть востребован. И если у нас пусть даже четверть рынка перейдет на современные материалы, то мы со своими 20 млн м2 в год не сможем удовлетворить все запросы. Так что мы в свое время планировали построить аналогичное производство в Перми. Сколько эта линия потребляет сырья? Ее мощность по сырью – 25 тыс. тонн в год. ПВХ-смолу используем как импортную, так и нашу – из Волгограда и Саянска. Третий отечественный производитель, к сожалению, не может дать сырье нужного качества. А кто сегодня ваш потребитель в сегменте гидроизоляции? Мы видели два разных подхода. Например, приходит некий европейский инвестор, который, условно, строит автосборочный завод или большой склад по хранению запчастей, или какие-нибудь большие логистические комплексы. Там европейские, не российские деньги, и проектировщики тоже не российские. Тут вопрос применения битумного или полимерного материала вообще не стоит в принципе. Задается единственный вопрос: «Есть известные европейские компании, хорошие производители, а вы здесь 2-3 года ковыряетесь, сможете ли обеспечить качество?» Это одна ниша, но, к сожалению, не массовая, ведь в период кризиса многие свернули свои программы. Вторая ниша – это наши современные предприятия, которые научились считать деньги, с ними проще. И есть все остальные, но с ними мы не работаем. Вы хотите построить завод в Иркутской области. На какой сегмент потребления вы ориентируетесь там? Это частное, гражданское строительство на местном рынке. Ближайшее производство у нас находится в Новосибирске, то есть больше тысячи километров. Везти теплоизоляционные плиты на такое расстояние невыгодно: транспортный тариф прибавит треть стоимости – с 3500 до 5000 рублей за кубометр. Для потребителя это дорого, хотя и по такой цене спрос существует. Часто говорят о том, что в России среднедушевое потребление полимеров ниже, чем в развитых странах, так что есть, куда расти. Мне кажется, это некое лукавство, потому что никто не покупает полимеры в гранулах. Потребление полимеров – это приобретение автомобилей, где их несколько десятков килограммов, это покупка домов, где их сотни килограммов. Так что низкое среднедушевое потребление – это, мне кажется, симптом низкого уровня жизни. Что вы думаете на этот счет? Я бы не замыкал спрос на полимеры однозначно на платежеспособность. С точки зрения строительных реалий, хороший деревянный дом будет дороже, чем дом по современным технологиям. В некоторых регионах есть устойчивое мнение насчет современных синтетических материалов в строительстве. В Сибири считается, что лучше построить дом из кирпича, пусть даже стены будут метровые. Пропаганда на тему эффективности теплоизоляции тут почти бесполезна. И люди по-прежнему строят метровые стены, игнорируя современные материалы, которые позволяют сделать такой же дом, но дешевле. Почему? Потому что так строил их дедушка, их папа и они так построят. Потому что есть такая традиция у сибиряков – чтобы бронепоезд не мог пробить эту стену. Поэтому о низкой платежеспособности говорить не приходится, это уже некая культура. Это тенденция для целого региона: Омск, Новосибирск, Красноярск. С анализом российского рынка полистирола Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок полистирола в России». Беседовал Андрей Костин Журнал «Нефтехимия Российской Федерации» |