В прошлом году «Казаньоргсинтез» выпустил более 57 тыс. т полимера, в 2011 году планируется достигнуть проектной мощности установки в 65 тыс. т. Параллельно совместно с BASF решаются технические сложности: повышенная желтизна поликарбоната и нестабильность текучести расплава в рамках одной партии. Комбинат производит семь марок поликарбоната различного назначения, однако наибольшим спросом в России пользуются марки для выпуска светопрозрачных листов, в которые предварительно введены добавки, защищающие от ультрафиолетового излучения. На них приходится около 80% продаж компании в России. По мере оживления внутреннего спроса в прошлом году доля экспорта в структуре реализации сократилась с 50 до 20%, что обнадеживает всех игроков рынка. Строить вторую очередь производства «Казаньоргсинтез» пока не планирует. В то же время сохраняющийся дефицит в России базового сырья (бензола), укрепление рубля и растущий спрос делают все более привлекательными импортные поставки полимера на внутренний рынок. Об опыте производства и реализации поликарбоната «Казаньоргсинтеза» собравшимся рассказали директор завода поликарбонатов Фарид Минигулов и начальник департамента реализации продукции комбината Алексей Малкин. По словам директора трейдерской компании «КМС-М» Владислава Трофимова, после посткризисного восстановления российский рынок поликарбоната начинает насыщаться, что обостряет конкуренцию на нем. Фирма, которую представлял докладчик, в связи с этим решила дополнить трейдинг собственным производством, однако столкнулась с рядом серьезных проблем, которые ранее привели к уходу с российского рынка многих зарубежных компаний. При насыщении спроса, обострении конкуренции и отсутствии единых стандартов качества все большую долю рынка начали занимать мелкие производители, которые поставляют поликарбонатные листы в лучшем случае без ультрафиолетовой защиты, а в худшем – произведенные с грубыми нарушениями рецептур. Такие предприятия могут работать 1-2 месяца в году при пиковом спросе, их «одноразовая» продукция поставляется без гарантий, но заметно дешевле, чем у крупных поставщиков. Это подрывает доверие к поликарбонату как к материалу, отталкивает от него потенциальных потребителей, особенно, строительные компании. О проблемах использования поликарбонатных листов в строительстве рассказал директор по развитию компании «Карбогласс» Антон Дебабов. По его словам, рынок листового поликарбоната имеет ярко выраженную сезонность и пик продаж во всех секторах потребления приходится на весну: время установки рекламных щитов, начала строительных работ, подготовки теплиц. Спрос на толстые листы (25, 40 мм) минимален, в основном востребованы тонкие листы. Однако именно при их производстве и реализации происходит нарушение технологических стандартов, которое влечет за собой ухудшение качества и снижение срока службы, что мало кого волнует. Так, некоторые дилеры, предлагают листовой поликарбонат, свернутый в рулоны, хотя так транспортировать и хранить его нельзя. Выход из проблем, создаваемых стихийным рынком, г-н Дебабов видит в выработке единых стандартов ведущими игроками отрасли с разделением продукции на несколько классов и сортов с обязательным указанием свойств изделия и его применения: для капитального строительства, сезонных построек или теплиц. Сейчас работа ряда компаний по выработке и утверждению единых стандартов для всей отрасли в России активно ведется, проводятся лабораторные и заводские испытания. Однако проблема засилия «гаражной» продукции и общего снижения стандартов качества – не единственная, которая тревожит участников рынка. Спрос на поликарбонат в России стабильно превышает предложение «Казаньоргсинтеза», у которого пока не очень большой опыт выпуска этого пластика. При дорожающем сырье переработчикам хотелось бы найти поставщиков относительно дешевого, но качественного гранулята. Одним из источников такой продукции является Иран. Местная нефтехимическая индустрия использует передовые западные технологии и современное оборудование, однако в силу наложенных на страну санкций не может легально поставлять продукцию в Европу. Директор фирмы «Трансхимэкспорт» Александр Шаров рассказал о возможностях экспорта иранского поликарбоната в Россию с нового производства мощностью 25 тыс. т, запущенного в 2007 году по технологии немецкой Salzgitter. Руководитель отдела экструзионного оборудования Krauss-Maffei Berstorff Андрей Волков выступил с обзором основных тенденций мирового рынка поликарбоната и представил новую технологию планетарного каландрирования, предлагаемую компанией. Мировой рынок поликарбоната оценивается в 3 млн т и растет на 5-6% ежегодно. Если в 1960-е годы из поликарбоната начали делать пленки, в 1980-е годы компакт-диски, то сейчас спрос двигают вперед оконные листы, диффузные пленки и автопром. Особый интерес представляют оконные листы, которые значительно легче стекла, лучше удерживают тепло и не бьются, а также системы фоновой подсветки мониторов. Планетарные каландры, предлагаемые Krauss-Maffei Berstorff, позволяют менять время контакта материала с вальцами и предотвращать внутреннее напряжение, которое сильно влияет на оптические свойства поликарбоната. В то же время, несмотря на инновационное развитие отрасли, проблемы ведущих мировых игроков индустрии поликарбоната те же, что и у их российских коллег. Марк Жаме, генеральный менеджер базовых полимеров в Европе SABIC Innovative Plastics, обратил внимание аудитории на непрерывное удорожание сырья из-за роста цен на нефть и ограниченности предложения. Несмотря на прогнозы крупных консалтинговых фирм, цены на нефть и основные нефтехимикаты продолжают расти. Компания запустила завод поликарбоната в Саудовской Аравии мощностью 260 тыс. т, сейчас ведет строительство предприятия в Китае. После запуска завода в Поднебесной освободившиеся объемы саудовского поликарбоната могут направиться в Россию, которая является одним из приоритетных рынков для SABIC. Инвестируют в расширение производства и другие глобальные игроки рынка, однако в расширение производства сырьевых ресурсов, бензола и фенола, инвестиций немного, и это обостряет сырьевой дефицит. Глава компании Creon Фарес Кильзие считает решением задачи создание нового производства поликарбоната там, где есть большие ресурсы сырья, бензола по приемлемым ценам. У России в этом отношении есть конкурентные преимущества и именно вертикально-интегрированные нефтяные компании, такие как «Башнефть», «ЛУКойл» или «Газпром нефть» могли бы стать успешными производителями поликарбоната мирового уровня. Что же касается развития рынка переработки, то в России лидера рынка поликарбоната пока нет, есть разрозненные переработчики, которые пытаются безуспешно договориться и масса мелких производителей контрафакта, которые тянут рынок вниз. По мнению г-на Кильзие, без появления лидера, который поведет отрасль за собой, невозможно ни качественное стимулирование спроса, ни экспорт изделий из поликарбоната даже в страны ближнего зарубежья. Подробнее с анализом текущего и потенциального спроса и предложения на поликарбонаты на российском рынке Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок поликарбонатов в России». http://rcc.ru |