К сожалению, российская автомобильная индустрия, которая по оценкам может потреблять до 100 тыс. т полипропилена ежегодно, пока находится на более низком технологическом уровне. Подтверждением этому является стабильный рост рынка полипропиленовых композитов, который не прерывался даже обвальным снижением производства автомобилей в России в 2009 году, то есть роль автопрома для этого сегмента рынка в сравнении с другими отраслями не столь велика. В прошлом году объем рынка составил 82 тыс. т, до 2014 года спрос может вырасти еще в полтора раза. Однако пока этот спрос практически полностью удовлетворяется за счет импортных поставок. Причин этого две. Во-первых, в России нет качественного сырья, которое могло бы удовлетворить требования тех же западных автопроизводителей, таких как Volkswagen и Toyota, а во-вторых, более трети композитов в России потребляют компании с иностранным акционерным капиталом, которые ориентируются на собственные технологические стандарты и собственных поставщиков. Об этом участникам мероприятия рассказал Михаил Кацевман, директор по науке и развитию группы «Полипластик», компании, которая реализует более 45 тыс. т полипропиленовых композитов ежегодно. Аудитория конференция согласилась, что без стабильного сырьевого обеспечения заниматься бизнесом на рынке полипропиленовых композитов сложно. Так, заместитель генерального директор по снабжению и ВЭД «Дёке экстружн» Артем Кассин заявил, что без содействия «Полипластика» компания не смогла бы реализовать проект строительства завода мощностью 3,6 тыс. т сайдинга. Представители Омской инвестиционной компании Дмитрий Дмитриев и Ольга Никифорова сообщили, что среди потенциальных резидентов промышленного парка вокруг нового производства ПП в Омской области есть и производители композитов, которые рассчитывают на стабильное сырьевое обеспечение с нового предприятия. О большом интересе переработчиков к стабильному сырьевому обеспечению говорил и начальник управления сбыта «Нижнекамскнефтехима» Валерий Валк. По его словам, в Татарстане региональными властями поставлена задача довести переработку полимеров в республике до 30% от производства, и гарантии поставок гранулята стимулируют переработчиков создавать там новые предприятия. Руководитель направления инженерных и специальных пластиков BASF Александр Хворост рассказал о вспененном полипропилене Neopolen P для автопрома, инновационном материале, который сочетает повышенную прочность, легкость и упругость. В сравнении с вспененным полистиролом материал легче, эластичнее, стоек к действию бензина и высоких температур, что важно при выпуске деталей интерьера и различных деталей. Помимо автопрома, вспененный полипропилен используется и в упаковочной индустрии вместо вспененного полиэтилена. Главная проблема материала – его стоимость, около 4000 евро за тонну, из-за чего его популярность среди упаковщиков падает. Директор текстильного департамента «Колтек Интернешнл» Эмиль Айзенштейн рассказал о современном состоянии российского рынка волоконных материалов из полипропилена, другого перспективного направления его использования. Во всем мире на полипропилен приходится около 8% всего текстильного сырья, причем быстрее всего растет спрос на нетканые материалы спанбонд и мелтблаун. Доля полипропилена в структуре сырья для выпуска нетканых материалов уже достигла 30%. Главной проблемой полипропиленовых волокон является их несмачиваемость, что затрудняет окрашивание. В России на долю полипропиленовых волокон приходится около трети всего выпуска химических волокон и нитей, однако мощности производителей недогружены и в основном ориентированы на выпуск спанбонда. Мощности по выпуску последнего оцениваются в 70 тыс. т в год. При этом г-н Айзенштейн с сожалением отметил, что производство современных бутылочных марок полипропилена в России фактически отсутствует, а вместо этого выпускаются ПЭТ-бутылки, лишающие индустрию полиэфирных волокон сырьевых ресурсов. Это обстоятельство, по мнению докладчика, является существенным препятствием для развития российской легкой промышленности. Глава компании Creon Фарес Кильзие с оптимизмом смотрит на развитие отрасли, однако тренд на вертикальное сращивание производства и переработки полипропилена считает опасным – это подрывает рыночные принципы и создает большие риски и усиливает конфликт интересов внутри отрасли. Нынешняя радужная картина динамичного роста индустрии продержится недолго и производителям придется бороться с дефицитом сырья и выдерживать растущую конкуренцию, причем как с импортерами, так и друг с другом. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка полипропилена можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок полипропилена в России». www.rcc.ru |