Россия в мировом авторынке
Что ж, обратимся к цифрам. За первые 8 месяцев 2010 года рынок легковых автомобилей вырос на 13% в количественном выражении и на 19% – в денежном, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост сегмента российских автопроизводителей составил около 26% в количественном выражении и 41% - в денежном, что произошло в первую очередь благодаря программе утилизации. Однако темпы роста продаж иномарок российского производства в два раза выше. Благодаря началу программы импортозамещения, рост продаж иномарок российского производства в 2010 году составил 48% в количественном выражении и 82% в денежном. При этом динамика продаж импортируемых иномарок была отрицательной в течение первого полугодия, и лишь к третьей декаде 2010 года, за счет существенного увеличения спроса на автомобили в России, этот сегмент рынка тоже начал расти. Тенденция налицо. Российский автомобильный рынок в первую очередь прирастает за счет иномарок, собранных внутри страны, и автомобилей собственного производства, которые в обозримом будущем также будут частично использовать зарубежные технологии и агрегаты. Если в 2002 году доля продаж автомобилей иностранных брендов, произведенных в России, в общем объеме составляла не более 1%, то сегодня этот показатель уже приближается к 35%. И эта тенденция сохранится в течение ближайших нескольких лет, поскольку в 2010 году сразу несколько иностранных предприятий начали свою работу в РФ:
- Начал работу новый завод ПСМА Рус (совместное предприятие Пежо Ситроен и Митсубиси Моторс). Объем инвестиций составил 470 млн евро. Проектная мощность завода 125 тыс. автомобилей;
- Hyundai запустил в тестовом режиме новый завод в Санкт-Петербурге, массовый выпуск начнется в начале 2011 года (объем инвестиций 500 млн евро, на заводе будет выпускаться Hyundai Solaris, проектная мощность завода 150 тыс. авто в год);
- Toyota рассматривает возможность строительства второго завода в России;
- К 2014 году Fiat Sollers намеревается увеличить производственные мощности в Татарстане до 300 тыс. автомобилей в год и до 500 тыс. к 2016 году.
Каким образом это может повлиять на производство автокомпонентов в России? Самым прямым. Как известно, одним из условий льготного налогообложения для зарубежных автопроизводителей в России является локализация производства автомобилей. Однако уровень локализации пока низкий. В связи с этим Правительство РФ намерено изменить соглашения о промышленной сборке, стимулируя инвестиции в крупномасштабные проекты, которые включают в себя не только сварку кузовов, но и производство внутри страны основных узлов и агрегатов. А это практически не возможно, если в стране не будут открыты современные заводы по выпуску деталей для них. Однако для того, чтобы автомобильные концерны «захотели» развивать наукоемкие производства на новом рынке, их необходимо стимулировать.
В своем докладе Стенли Рут привел несколько примеров того, какие методы стимулирования использовались различными развивающимися странами. Как правило, суть дела сводится к тому, что реальные инвестиции в промышленность поощряются снижением таможенных сборов на импортируемую продукцию, снижением (или освобождением от уплаты) НДС и налога на прибыль и другими налоговыми льготами.
Точки роста
Российская отрасль производства автомобильных компонентов в настоящее время находится в самом начале пути. Традиционные производители автомобильных компонентов, за редким исключением, не удовлетворяют требованиям зарубежных автопроизводителей. Они выпускают устаревшую продукцию. Уровень их технологической оснащенности крайне низок. Износ основных фондов – критический. В то же время собственных средств для технического перевооружения им не хватает. Серьезной проблемой является также отсутствие качественного сырья для производства автодеталей (пластмассы, металла, РТИ и так далее).
В связи с этим аналитики считают, что рост производства будет во многом достигнут за счет создания в России новых предприятий иностранных производителей автокомпонентов. Этот процесс в нашей стране уже запущен.
В настоящее время в России сформировалось три крупных кластера, в которых концентрируются предприятия автомобильной индустрии: Северо-Западный, Центральный и Приволжский.
Северо-Западный кластер включает в себя Ленинградскую и Калининградскую области. Здесь в настоящий момент уже работают заводы таких компаний как Magna, Toyota Boshoku, Tenneco, Johnson Control, Brisk, Continental, Nokian Tyres и др.
В Центральном кластере (Московская, Калужская, Рязанская области) размещены производства Magneti Marelli, Michelin, Bosal, Jost, Basf, Pilkington, Siemens.
В Приволжском федеральном округе (Нижегородская, Ульяновская, Самарская области и республика Татарстан) уже работают предприятия Federal Mogul, AGC Automotive, Delphi, Knorr-Bremse, Magna, Siemens, Valeo, Bosch, Pirelli, ZF, Tenneco и др.
Количество продукции иностранных производителей автокомпонентов стабильно растет, и уже сегодня они начинают формировать конкуренцию на первичном рынке традиционным российским производителям автокомплектующих. Это соперничество переходит и на независимый рынок автокомпонентов. За последние годы на российском рынке произошли заметные положительные изменения, стимулирующие внутренний спрос на высококачественные автокомпоненты. В 2009 году объем рынка автокомпонентов снизился на 23% по сравнению с 2008 годом, но это было вызвано почти 50%-м падением первичного рынка, который отреагировал на сокращение объемов производства автомобилей. Что же касается потребления на вторичном рынке, то оно в кризисный год практически не сократилось. В 2010 году по прогнозу PwC показатели объема рынка превысят значения 2009 года - так же благодаря росту производства новых автомобилей. В последующие годы рост спроса на качественные автокомпоненты будет обеспечен продажами комплектующих на рынке aftermarket.
Как отметил Стенли Рут, российский рынок обладает хорошим потенциалом для развития внутреннего производства высококачественных компонентов. Однако для достижения «критической массы» факторов, необходимых для реализации этого потенциала, требуются скоординированные усилия между автопроизводителями и производителями компонентов, причем как зарубежными, так и российскими. Большое значение будет также иметь последовательная государственная политика в данном вопросе.
Стенли Рут, аналитик автомобильного рынка, Pricewaterhouse Coopers
Источник: Автобизнес