Предприятие должно обеспечить первоначальную загрузку в 15-20 тыс. тонн – с возможностью дальнейшего расширения за счет модульности, вплоть до 60 тыс. тонн. В проект заложено уникальное для России немецкое оборудование – его предполагается приобретать по лизинговой схеме. Решение обусловлено тем, что при относительно равной стоимости отечественной техники она отличается сверхнизкой надежностью. Практика показывает, что российское оборудование по переработке выходит из строя в течение года. Сам процесс обещает стать абсолютно безотходным и экологически чистым. На выходе из цикла будут получать не только высококлассную резиновую крошку, служащую сырьем для производства новых покрышек, но и готовые изделия, покрытия и строительные материалы для кровельных работ и обустройства спортивных объектов. В условиях благоприятной конъюнктуры проект выйдет на окупаемость в течение 5 лет и помимо природоохранной функции и создания новых рабочих мест начнет приносить пользу, пополняя окружной бюджет налоговыми поступлениями. Инвестиционная ёмкость проекта – 422 млн 527 тыс. рублей. Срок реализации – 5 лет. Переработанная продукция используется при обустройстве спортивных сооружений, объектов городской структуры, реставрации дорожного покрытия и сама по себе является товаром. В результате реализации проекта предполагается, что завод займёт монопольное положение на рынке, так как других подобных предприятий в Югре не имеется. По итогам обсуждения было принято решение продолжить предметный диалог, а также рассмотреть возможность инициирования законодательной меры, которая бы стимулировала высокотехнологичную и глубокую переработку мусора, в том числе утилизацию покрышек и резинотехнических отходов. Она могла бы осуществляться за счет ряда фискальных преференций, государственных гарантий и иных механизмов поддержки, в том числе вхождения в акционерный капитал. Основным двигателем реализации таких проектов по-прежнему остается привлечение стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочных поставках переработанного сырья. Как рассказал Геннадий Бухтин корреспонденту РИЦ «Югра Информ», согласно предложению «Эколайна», правительство региона должно вложить в проект до 25% стоимости. «Это только предложение, у нас пока решения нет. Нам было бы интересно по минимуму вкладывать бюджетные средства, потому как переработка, на мой взгляд, должна быть за бизнесом. Мы в свою очередь обеспечим инфраструктуру, через муниципалитеты обеспечим выделение земель. Установим запретительную ставку, чтобы на полигонах ТБО покрышки невозможно было складировать. И тогда компании будут вынуждены или везти их на переработку, или вывозить за пределы Югры, чтобы там утилизировать. Пусть смотрят сами. Соответственно, усилим контрольный блок, чтобы не выбрасывали. Такими экономическими и административными мерами можно урегулировать процесс», – пояснил замгубернатора. Соинвесторами проекта по строительству завода могли бы выступить Нижнекамский и Омский шинные заводы, считает Бухтин. «Это два крупнейших завода по производству шин – потребителей крошки, которую производит перерабатывающий завод. Так что можно привлечь их к проекту, чтобы они выступили как инвесторы или в другом виде, чтобы компании могли прорабатывать с ними сбыт полученной крошки», – отметил Бухтин. «Однако в данный момент прошло лишь предварительное заседание по данному проекту. Мы не хотим выносить его на публичное освещение, пока не будет какого-либо конкретного решения по данному предложению «Эколайна». Предстоит решать, согласовывать и так далее, до тех пор пока не будет какого-либо конкретного решения. На сегодня – это просто предложение компании, по которому нет каких-либо решений», – комментирует инновационный для Югры проект Геннадий Бухтин. 17 декабря стало известно о том, что похожее предложение правительству Югры сделала компания «Утилитсервис» – также сургутское предприятие, занимающееся переработкой отходов. Геннадий Бухтин рассказал, что около 2 недель назад представители компании встречались с правительством Югры и презентовали свой проект завода по переработке. Раскрывать его подробностей замгубернатора не стал, лишь подчеркнул, что «Утилитсервис» планирует реализовать проект за счёт собственных средств. «Свои проекты нам представили две компании. Что та, что другая сейчас прорабатывают технико-экономическое обоснование. Хотелось бы избежать финансирования из бюджета, но если это не получится, то будем смотреть, в каком виде мы будем участвовать, – пояснил Бухтин. – Речь не идёт о некой гигантомании – мы заинтересованы в максимально возможном количестве производств. Конкретных, скажем так, «любимчиков» нет. Тем более что сейчас оба предложения находятся в стадии проработки подробностей – надо предусмотреть землеотводы, рынок сбыта и выстроить нормальную схему работы». По словам Бухтина, сейчас существуют два экологических направления, которые, по его мнению, интересны и правительству региона, и бизнесу. «Это покрышки и утилизация ртутьсодержащих ламп. Это наши ключевые моменты, и мы хотим запустить их как можно скорее. Тем более они не особо связаны с полигонами ТБО, строительство которых запланировано в рамках экологической программы Югры, – заметил замгубернатора. – Эти проекты можно реализовать отдельно, а эффект, как вы понимаете, будет действительно серьезный». Правительство Ханты-Мансийского автономного округа ещё не представляет, сколько проектов заводов по строительству и утилизации ему предложат частные инвесторы. «Пока вышли двое, но чем больше будет таких производств на территории округа – тем лучше. Мы со своей стороны окажем любую поддержку, которая потребуется», – комментирует Бухтин. Какого-либо противостояния между «Эколайн» и «Утилитсервис» Геннадий Бухтин не видит. «Может быть, как раз на этих двоих и хватит наших покрышечных запасов – и тех, что образуются, и тех, что уже находятся на свалках», – резюмировал он. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов рассказал, что на данный момент в России существует порядка 10-ти подобных заводов по переработке шин. «Резиновая крошка – ценное сырье. Из неё делают новые шины, шпалы и подрельсовые прокладки, декоративную плитку, водоотталкивающее покрытие для крыш, подошвы для обуви, покрытие для теннисных кортов и детских площадок. Кроме того, есть несколько предприятий, которые сжигают покрышки и РТИ. В настоящее время обычный способ утилизации шин заключается в складировании их на территории коммунальных предприятий. Средняя стоимость такой утилизации колеблется от 2 до 5 тысяч рублей за тонну, в зависимости от вида покрышек и региона», – отмечает аналитик. Баранов также добавил, что в последнее время власти региона приняли решение о создании на своей территории заводов по переработке резинотехнических изделий – как с целью улучшения экологической ситуации, так и с целью получения дополнительного дохода. «В частности, такие заводы могут появиться в Твери, Перми, Омске. В Мордовии был запущен завод по переработке покрышек в топливо. Открылся завод по переработке покрышек и РТИ в Бердске (Новосибирская область). «Пока все расчёты носят предварительный характер, но перспективы у завода действительно есть, и сделать его прибыльным предприятием вполне реально. На это может уйти около 5-7 лет»,– резюмирует Баранов. |