По планам минпромторга, зарубежные автопроизводители через шесть лет должны достигнуть уровня локализации не менее 60%. Иностранные автокомпании начали заключать договора о сборке автомобилей с минэкономразвития России еще в 2005 году. Но принятые ими обязательства по мощностям и количеству выпускаемых машин правительство РФ не устраивало – интегрироваться в российский автопром западные компании не очень-то и хотели. Напомним, что определиться с новыми условиями промсборки автомобилей минпромторг РФ и минэкономразвития РФ должны были еще в октябре. Об этом, в частности, заявлял первый вице-премьер России Игорь Шувалов, отмечая «разногласия относительно новых требований» между министерствами. Предполагалось, что новый режим промсборки позволит компаниям продлить льготный режим пошлин на автокомпоненты – за это им были бы предложены повышенные обязательства по объемам производства и локализации. Однако предлагаемые минэкономразвития цифры (которые могут и вовсе теперь остаться на бумаге) были гораздо либеральнее озвученных вчера новых условий минпромторга РФ, планы которого ранее вызывали критику автокомпаний – высокие объемы производства могли бы обеспечить не все СП на территории страны. По-видимому, более жесткий план этого министерства победил либеральный. Если план будет принят (по словам Виктора Христенко, в течение двух-трех недель), автопроизводители, заключающие соответствующие соглашения, через четыре года обязаны будут выпускать не менее 300 тысяч автомобилей в год, двигателей – не менее 200 тыс. в год. И не более чем через четыре года обязаны достичь уровня локализации в 60%. Минимальный уровень инвестиций в новое производство, по плану минпромторга РФ, должен составить не менее $750 млн., в модернизацию действующего производства – не менее $500 млн. И ни слова про льготный режим пошлин… Не говорится пока и о том, затронут ли новые правила уже заключенные договора и не потребует ли правительство их перезаключить. Впрочем, в ОАО «Соллерс», у которого несколько СП с иностранными производителями, газете «БИЗНЕС Online» заявили, что новые условия коснутся только вновь заключаемых договоров. Зоя Каика, директор по связям с общественностью и государственными структурами ОАО «СОЛЛЕРС», сказала: - Эти новые условия коснутся лишь совместного проекта Соллерса с Fiat на территории Татарстана. Однако параметры проекта, который мы планируем с партнерами, полностью будут удовлетворять критериям, озвученным минпромторгом и минэкономразвития. По словам директора, Соллерс планирует очень высокий уровень локализации, «включая двигатели и штамповку». А в проектах договора Соллерс - Fiat, заметила Зоя Каика, назывались суммы инвестиций, значительно превосходящие «обязательные» $750 млн. Остальные же проекты могут по-прежнему работать в рамках уже заключенных соглашений, заявила она, их новые правила не затронут. Прежние договоры, «стандартно подписаны на 7-8 лет», и будут ли они потом перезаключаться, пока неизвестно. Интересно, что еще в сентябре в компании ООО «Соллерс-Елабуга» (здесь производят Fiat Ducato) заявили, что готовят монтаж производственных узлов, «позволяющих в дальнейшем достичь локализации 60 процентов». А в будущем компания планирует производство дизельных двигателей, доведя таким образом уровень локализации до 90%. Сложнее ситуация с подпадающим под новые условия промсборки СП Соллерс-Fiat на базе ОАО «Соллерс-Набережные Челны». Оно, по словам гендиректора Соллерса Вадима Швецова, начнет производить автомобили «через 2 – 2,5 года». Еще в феврале глава компании заявил, что объем выпускаемых машин «будет 300 тысяч автомобилей, а потом и 500 тысяч автомобилей». Но при этом целевой уровень локализации, по словам Швецова, «составит не менее 50 процентов» – то есть под новые условия в 60% прежние планы «Соллерс» уже не подходят. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», на КАМАЗе планам минпромторга РФ тоже не слишком рады – условия программы на автогиганте считают достаточно жесткими. Но несмотря на то, что часть менеджеров компаний устраивает в новом плане далеко не все, по информации «БИЗНЕС Online», сам гендиректор компании Сергей Когогин изначально, еще на этапе переговоров с представителями западных компаний, ратовал за сильную локализацию и создание полноценного производства. Однако потянет ли автогигант новые условия промсборки, пока неизвестно. Как заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, КАМАЗ в настоящий момент изучает эти требования и свое мнение выскажет в скором времени: «Но в целом мы поддерживаем политику государства по ужесточению условий локализаций на территории России». Напомним, что автогигант с компанией «Daimler» создал в прошлом году два СП - "ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус" и «Mercedes-Benz Trucks Vostok». Речь при их создании изначально шла о крупноузловой сборке, однако в будущем партнеры обещали «увеличить локализацию производства». Впрочем, конкретные цифры по локализации названы не были. Заметим, что на КАМАЗе, в отличии от Соллерс, похоже, не надеются на то, что новые условия не будут иметь «обратной силы», и правительство РФ не заставит перезаключать старые договора. Отметим также, что стремление к достижению высокой степени локализации, хотя и похвально, но, вероятнее всего, будет конфликтовать с другим стремлением – к качеству продукции. Как заявил гендиректор ООО «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» Альберт Ягудин в одном из интервью этим летом, – поставщиков, соответствующих европейским требованиям качества, в России не так уж и много. Однако, как считают аналитики, «в случае введения этих новых параметров промышленной сборки больше всего выиграют производители, обладающими большими производственными мощностями в России». В первую очередь – АвтоВАЗ и Соллерс. Об этом, в частности, говорится во вчерашней аналитической справке УК «Финам Менеджмент». Эксперты считают, что компания обладает большими производственными мощностями «и уже работает над созданием совместных предприятий с иностранными автопроизводителями, удовлетворяющих новым критериям». Похожего мнения придерживаются и западные аналитики. Газета «Financial Times», комментируя готовящиеся правительством РФ планы, требующие от автопроизводителей увеличить в промсборке долю деталей местного производства, считает, что на компании Fiat это скажется положительно. У компании, считает газета, сильный союзник в лице премьера Владимира Путина. Эксперты газеты особо отмечают, что Кремль уже помог СП, обеспечив льготными кредитами в € 2,4 млрд. Выходит, помог не просто так. Сергей Афанасьев Бизнес-online |