ПРОДВИГАТЬСЯ НА ВОСТОК РОССИИ — Как вы оцениваете потенциал российского рынка в сегменте тяжелых грузовиков? — Этот сегмент всегда доминировал на европейском рынке. Вместе с тем Россия нуждается в грузовых автомобилях больше, чем Европа, где легче перевозить товары по железной дороге. В России города разбросаны по большим регионам и для более широкого использования железнодорожного транспорта нужна более развитая инфраструктура. Разумеется, там, где налажена регулярная транспортировка, железная дорога эффективнее, но грузовики — это наиболее гибкий вид перевозок. Если же говорить о вариациях грузовиков, то, например, машины, используемые в строительстве, в России нужны везде. Автомобили для международных перевозок больше требуются в регионах, расположенных возле западной границы. Внутренние перевозки опять же осуществляются по всей стране. Если же отмечать конкретные регионы, то акцент делается на места с горнодобывающей и нефтегазовой промышленностью, а также на районы, где активно ведется производство и продажа автомобилей. — Какие у вас планы продаж и увеличения доли крупнотоннажников Mercedes-Benz на российском рынке? — В течение трех-пяти лет нам нужно достичь здесь той же доли рынка, какую мы занимаем в Европе. То есть минимум 30 процентов в сегменте европейских производителей. В количественном выражении это около трех тысяч единиц. Но, разумеется, это не является нашей конечной целью в России. Мы намерены непрерывно наращивать наши сервисно-сбытовую сеть и производство. — Сейчас компания нацелена продвигаться на восток России. Но там массовый клиент — приверженец японских марок, поэтому немецкие грузовики могут занять в тех регионах лишь малую долю рынка. С самого начала официальных продаж иностранных машин в России их сбыт осуществлялся в основном за счет западной части страны, а восточная сидела преимущественно на "сером" импорте из Японии. И еще важный момент: японские грузовики имеют меньшую цену, чем немецкие. Как при наличии столь значительных препятствий для компании вы собираетесь укреплять свои позиции на востоке России? — Я согласен с этой оценкой. Конечно, продавать западные технологии на востоке тяжелее, но давайте посмотрим, какая разница между грузовиками, произведенными в Германии, Японии и России. Помимо внешнего отличия и соответствия разным требованиям юридического и экологического характера западные грузовики имеют более низкую стоимость владения. То есть их первоначальная цена высокая, но расходы на эксплуатацию получаются ниже, так как потребление топлива и затраты на ремонт меньше, а интервалы между сервисным обслуживанием более длинные.
АКЦЕНТ – НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДИЛЕРСКИМИ ЦЕНТРАМИ КАМАЗа
— Каковы расходы на эксплуатацию грузовика Mercedes-Benz?
— В России его "покупная" цена составляет 15 процентов от общей стоимости владения им за четыре года.
— Уровни развития потребительского сектора в регионах России могут сильно отличаться. Поэтому вероятно, что во многих регионах более высокие инвестиции в бизнес значительно повышают в нем риски, и более доступные по цене японские грузовики будут выглядеть привлекательнее.
— Я считаю иначе. Чем дольше люди живут в защищенной и предсказуемой экономической среде, тем больше они ориентируются на то, как долго автомобиль может использоваться и какова будет его остаточная стоимость. При таких условиях доля западных грузовиков будет увеличиваться.
— Какие у вас планы относительно открытия дилерских центров в Сибири и регионах, расположенных восточнее?
— К 2012 году там будет открыто от пяти до десяти центров. Причем сейчас делается большой акцент на взаимодействии с дилерскими центрами КАМАЗа. Вполне конкретные планы уже сформированы в отношении Хабаровска, Владивостока, Магадана.
Ранее основная часть наших продаж приходилась на северо-западные и московский регионы. Сегодня мы имеем 17 дилерских центров и еще 12 авторизованных сервисных центров, которые оказывают только сервисные услуги. Надеюсь, что к концу этого года откроется еще пять дилерских центров, а до конца 2012 года у нас их будет по всей стране от 30 до 40. Но хотел бы заметить, что приоритетом для нас является не увеличение количества дилерских центров, а повышение их качества и производительности. То есть они должны обслуживать большее количество клиентов. С помощью КАМАЗа продажи наших грузовиков будут распределяться равномерно по всей стране. В этом направлении мы уже видим улучшение. Конечно, во Владивостоке мы никогда не будем занимать первое место по продажам, но значительно увеличим нашу долю на рынке России.
ДИЛЕР БУКВАЛЬНО ЛОМИТСЯ В ДВЕРЬ
— А в какой форме будет проходить сотрудничество с дилерами КАМАЗа?
— Исходной точкой нашего взаимодействия стала готовность КАМАЗа позволить своим дилерам стать мультибрэндовыми, то есть разрешить им стать дилерами Mercedes-Benz. Поэтому мы, в свою очередь, также разрешили своим дилерам стать партнерами КАМАЗа. Наша дилерская сеть независима. Если компания-претендент принимает дилерские условия, то может стать партнером.
— Потребуют ли реорганизации сервисно-сбытовые центры грузовиков КАМАЗа под дилерские стандарты Mercedes-Benz?
— Им не потребуется проводить слишком большую реорганизацию, поскольку они имеют довольно приличный уровень. Конечно, необходимо некоторое инвестирование в создание корпоративной принадлежности, приобретение специальных инструментов и обучения. Эти расходы несут сами дилеры, однако в отношении обучения мы оказываем поддержку и часть расходов в этом берем на себя.
Денежную сумму, которую потратит дилер, назвать не смогу, поскольку она очень сильно варьируется. В любом случае такое сотрудничество должно иметь для нашего партнера положительные результаты.
— Дилеры КАМАЗа проявляют большой интерес к сотрудничеству? Со сколькими из них на сегодня заключены договоры?
— Уровень заинтересованности совершенно разный: начиная с того, что запрашивают какую-то общую информацию, и заканчивая тем, что дилер буквально ломится в дверь и просит взять его к себе. На сегодня с пятью дилерами КАМАЗа уже подписаны контракты.
НУЖНО ПОДОЖДАТЬ КОНЦА КРИЗИСА
— Планировалось, что СП начнет производство в третьем квартале этого года. Сколько будет выпущено грузовиков Mercedes-Benz до конца года? — По нашим ожиданиям, до конца года будет собрано не более ста грузовиков. Это немного, но для нас важнее качество, нежели количество.
— На какие объемы выпуска рассчитана сборочная линия предприятия? Насколько производство компании эластично?
— Наше производство сможет дышать вместе с рынком. Изначально оно организуется на 4500 единиц в год при работе в две смены, но с ростом продаж его объем можно увеличить. При наличии устойчивого спроса на уровне пяти тысяч грузовиков нам придется расширяться. Но фиксированного максимума у нас нет. Стратегический план компании разработан на пять лет, и в этот период мы рассчитываем использовать закладываемые сейчас мощности в Набережных Челнах. Нужно подождать конца кризиса, посмотреть, каким будет уровень российской экономики и как пойдут продажи продукта. По нашим прогнозам, через 2 - 2,5 года можно будет ставить вопрос о том, оставить производство как есть либо расширяться дальше.
— Известно, что Mercedes-Benz вел с КАМАЗом переговоры о совместном производстве на его мощностях мостов. В какой стадии находится этот проект?
— Сегодня нам необходимо договориться о создании производства мостов в Набережных Челнах. И конечно, впоследствии они будут использоваться при сборке грузовиков Mercedes-Benz. Но я не скажу, когда это сможет произойти, поскольку не имею прямого отношения к этому проекту.
— Ранее также сообщалось, что КАМАЗ может начать производство некоторых компонентов для ваших грузовиков.
— Да, об этом существует общее соглашение, но еще не решено, какие это будут детали и когда они начнут поставляться. Сейчас обсуждается много параллельных проектов.
— Главной фигурой в локализации компании в России будет КАМАЗ? — Да, он будет оказывать большое влияние.
СОКРАТИТЬ ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ. — Как вы оцениваете для компании существующую в России компонентную отрасль? — В Татарстане уже образовался достаточно крупный кластер производителей грузовых автомобилей: Fuso, КАМАЗ и Isuzu. Для поставщиков это большой потенциал, и им есть о чем задуматься. Сегодня в России есть качественные производители компонентов, и наша компания ведет с ними активные переговоры. Но, конечно, существующий уровень компонентной отрасли в целом по России сильно отличается от европейского, например испанского или французского. С технической точки зрения вы не сможете отличить наши грузовики, собранные в Набережных Челнах, от машин, выпущенных в Акзарае или Верте. Это касается как компонентов и оборудования, так качества и надежности. Со временем мы планируем приобретать комплектующие в России. Обязательное условие заключается в том, чтобы их качество соответствовало качеству заменяемых деталей. Также в центре нашего внимания будут находиться кузовы и фургоны, которые мы собираемся монтировать на конвейере в максимально возможном объеме. Это позволит нам значительно сократить транспортные расходы.
— Производство начнется в режиме крупноузловой сборки. Это повлияет на снижение стоимости продукта?
— В наибольшей степени экономия придется на логистику. Но для нас сейчас затраты на производство грузовика, сошедшего с конвейера в России и импортируемого, будут одинаковыми. Если в сегодняшних условиях здесь быстро локализоваться, то производственная стоимость российского продукта будет намного выше привезенного.
— На какой уровень локализации компания планирует выйти в России?
— Конечные показатели сейчас предсказать нельзя, поскольку они будут очень сильно зависеть от диапазона выпускаемых моделей грузовиков — чем он шире, тем выше будет уровень локализации производства. И конечно, он во многом зависит от базы поставщиков, которая еще не сформирована.
РБК daily
|