В европейских странах достаточно давно существуют законы, касающиеся перевозки детей в автомобиле. С января 2007 года в России были внесены изменения в Правила дорожного движения, аналогичные законам, действующим в Западной Европе. Согласно п. 22.9 «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства...». В связи с этим, в России начал активно развиваться рынок детских автомобильных кресел. На данный момент рынок практически полностью оккупирован зарубежными производителями. Доля российских компаний, производящих детские автомобильные кресла, составляет около 10%. Это связано в первую очередь с тем, что первое автомобильное кресло в Европе появилось еще в 1963 году, поэтому европейские компания занимают на российском рынке достаточно стабильные позиции. Помимо этого, достаточно большой поток импорта детских автомобильных сидений приходится на Китай. Компании, производящие детские автокресла на территории России, можно пересчитать по пальцам. Это компании «SIGER» (г.Рязань), «АПИС» (г.Москва), ОАО ПКП «Апекс» (г.Дубна), компания «Хэппи Бэби Компани» (г.Санкт-Петербург) и др. Предприятие «Апекс» производит в первую очередь детские коляски – производство было открыто в 1954 году и за этот период было продано свыше 5 млн. детских колясок. Помимо колясок, компания выпускает и другие детские товары, в том числе и детские автомобильные сидения. Продукция сертифицирована в соответствии с требованиями Госстандарта. Компания «Хэппи Бэби Компани» появилась на российском рынке в 2006 году на базе производства компании «Фабрика детских товаров «Игра»». Решение о запуске производства детских автомобильных сидений было основано на возрастающем спросе на этот вид продукции. Введенные изменения в ПДД в 2007 году только усилили спрос и подтвердили правильность принятого решения. Для производства установлено новейшее немецкое и итальянское оборудование. Одной из первых к выпуску автокресел на территории России приступила компания «АПИС». Производство расположено в Москве, что значительно облегчает логистику. Вся продукция проходит обязательную сертификацию в соответствии со стандартами, требуемыми Правилами ЕЭК ООН № 44-03. Компания планирует расширять линейку выпускаемой продукции. Компания «SIGER» занимается производством детских автомобильных сидений, основываясь на экструзионно-выдувной технологии производства пластиковой основы. Соответствующее оборудование было приобретено в 2008 году. Большие объемы заказов позволяют «SIGER» получить скидки от производителей сырья и снизить себестоимость конечного продукта. Помимо компаний, производящих комплектующие и собирающих детские автомобильные сидения в России, существуют и те, которые только называют себя производителями. На самом деле многие компании работают напрямую с зарубежными поставщиками и ввозят уже готовую продукцию. Спрос на детские автомобильные сидения не уменьшается, поэтому достаточно выгодно на данном этапе российским компаниям запускать собственные производства автомобильных кресел для детей. Однако и здесь существуют некоторые трудности. Что касается пластиковой основы кресла, то основная часть компаний, производящих в России детские сиденья, обладает собственными мощностями по производству. С остальными комплектующими ситуация обстоит несколько сложнее. Российское законодательство спроектировано таким образом, что на импорт в Россию готовых детских автомобильных сидений таможенная пошлина отсутствует. То есть, компании-производители в России не имеют практически никаких преимуществ (за исключением логистики) перед западноевропейскими производителями, занимающимися выпуском автокресел уже более пятидесяти лет. При этом существует таможенная пошлина в размере 20% на ввоз комплектующих, сообщает нам представитель компании «Хэппи Бэби Компани». Компания закупает ремни у итальянской фирмы Salbet, являющейся крупнейшим производителем автомобильных ремней в Италии (компанией был разработан особый крепежный механизм, нашедший применение в автоспорте), так как на территории России нет удовлетворительного производства этих деталей. Так как суммарные потери на ввозе составляют около 40% (20% - таможенная пошлина, 18% - налог), ввезенные детали оказывается соответственно дороже, чем те же самые детали, но в составе уже готовых сидений. Причем российские производители пытались добиться у правительства защиты в виде таможенной пошлины на готовую продукцию и снижения пошлины на импорт комплектующих. Однако оказалось, что некоторые из «производителей», по словам представителя «Хэппи Бэби Компани», выступают против такого проекта. Единственным объяснением подобного поведения может стать тот факт, что такие компании на самом деле не производят собственной продукции на территории России, а ввозят уже готовые детские автомобильные сиденья и продают их под своей маркой. Импортируются готовые детские автокресла сейчас в основном из Китая и стран Западной Европы. Сиденья, ввозимые из Европы, характеризуются отличным качеством, но и достаточно высокими ценами. Китайская продукция, сообщает сотрудник компании «SIGER», по качеству гораздо ниже, чем та же самая продукция российского производства, однако, находясь в том же ценовом диапазоне – кресла эконом-класса, оказывается все-таки немного более дешевой. В этом и заключается трудность в конкурировании с китайскими производителями, так как на данный момент покупатель в первую очередь обращает внимание на цену. Что касается тканей и нетканых подложек, то, по словам сотрудника компании «АПИС», импортировать эти материалы из зарубежных стран не нужно, так как все необходимое можно приобрести в пределах того региона, в котором находится производство. Никаких проблем с получением соответствующих материалов. Например, компания «SIGER» производит кресла, используя двухслойное октановое трикотажное полотно, триплированное поролоном и хлопчатобумажной сетчатой основой. «Огневой» метод соединения подложки с тканью делает ее нетоксичной и гипоалергенной. По словам эксперта из «Хэппи Бэби Компани», мощности всех российских компаний-производителей способны покрыть 40% рынка данного вида продукции. Для этого требуется только небольшая поддержка государства в виде защиты таможенными пошлинами от зарубежных поставщиков. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка детских автомобильных сидений можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок детских автокресел в России». Алексей Кашаев Polymery
|