Ситуация усугубляется еще и тем, что кризис по времени совпал с очередной реформой строительной отрасли – переходом с 1 января 2010 г. к саморегулированию, текущая деятельность строительного сообщества была связана с организацией СРО и получением компаниями свидетельств о допуске к определенному виду (или видам) работ [11], а не с разработкой программы развития массового жилищного строительства. В результате Минрегионразвития РФ пересмотрел итоговые показатели ввода жилья на 2009–2010 гг. и до 2012 года (таблица 1). Таблица 1. Годы | Ввод жилья, млн м² | Показатели Минрегионразвития РФ | Данные Федеральной службы государственной статистики | Общая площадь | в т.ч. индивидуальное жилищное строительство | доля индивидуального домостроения, % | 2008 | 61,0 (вместо 72,5) | 63,8 (765,6 тыс. квартир) | 27,2 (196,7 тыс. жилых домов) | 42,6 | 2009 | 52,0 | 59,8 (701,3 тыс. квартир) | 28,5 (207,0 тыс. жилых домов) | 47,7 | 2010 | 53,0 (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 133) 80,0 (Паспорт ФЦП «Жилище») | – | – | – |
Несмотря на то, что руководители и специалисты строительного комплекса по-разному оценивают причины, следствия и перспективы выхода отрасли из кризиса [6,7,8,9,10], в главном их мнения совпадают: экономический кризис – хороший момент для перемен, для принятия важных решений, обновлений и пересмотра ситуации. Вместе с тем следует отметить очевидное нежелание объективно говорить о проблемах отрасли (подавляющая часть публикаций и аналитических материалов имеет заказной характер), в качестве откровений воспринимаются такие оценки, как например: «Самое главное изменение на рынке риелторских услуг – переориентация на покупателя. Если ранее около половины сделок совершались в инвестиционных целях, то сегодня основной потребитель недвижимости и, соответственно, наших услуг – это физическое лицо, решающее свои жилищные проблемы: семьи, которые, переезжая, улучшают условия жизни. И это максимально приблизило весь рынок к пересмотру принципов работы, ведь, покупая и продавая квартиры десятками при перегреве рынка, риелторы отошли от клиентоориентированности, они фактически стали брокерами по продаже ценных бумаг. На мой взгляд, слава богу, что это произошло: наш рынок сейчас становится клиентоориентированным, таким, каким он и должен быть» [8]. «В России изменилась структура спроса, в частности выросла заинтересованность населения в жилье эконом-класса и малоэтажном жилье. Однако возведению небольших и дешевых зданий мешает ряд проблем и среди них – отсутствие законов об индивидуальной застройке, жилищных кооперативах, стройсберкассах» [11]. В связи с отсутствием программы развития массового жилищного строительства, базирующейся на государственно-частном партнерстве для наращивания объемов жилищного строительства и формирования цивилизованного рынка недвижимости с учетом обязательств государства перед отдельными социальными группами населения, в настоящее время чрезвычайно сложно прогнозировать развитие ситуации на строительном рынке. Производство СПК, являясь «ведомой» отраслью, зависит от потребностей строительной отрасли, которые в ближайшей перспективе будут определяться эффективностью практических действий по преодолению кризиса. В условиях кризиса производителям СПК в целях сохранения позиций на рынке рекомендуются достаточно очевидные решения: • постоянный мониторинг рынка; • оптимизация издержек производства; • ориентация на частного заказчика (основного потребителя оконных конструкций на рынке в 2008–2009 гг.); • производство облегченных так называемых «объектных решений». Не отрицая важности указанных вопросов, предлагается рассмотреть ряд проблем, которые предстоит консолидировано решать оконному бизнес-сообществу, в их числе: 1. актуализация нормативной базы оконно-фасадной индустрии; 2. продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности; 3. противодействие недобросовестной конкуренции. |