Следуя моде
В России в последние годы имеет место тенденция отказа от потребления сладких напитков (типа колы). Мода на здоровый образ жизни пришла и к нам. Потребитель все более внимательно относится к продуктам, в том числе и к тому, что пьет. Понятие «питьевая вода» все больше входит в обиход. Особенность российского рынка в том, что сегодня в осмыслении потребителя хорошая вода для питья является, прежде всего, минеральной водой. Возможно, этому способствовали советские стереотипы, а также рекламные кампании «первопроходцев» (горные пейзажи, айсберги, источники). Тому, что наибольшее внимание стоит уделять именно технологиям очистки и составу воды – не говорилось ни слова. Но постепенно формируется сознание, что «минералка» - не является лучшим питьем на каждый день, ее стоит употреблять по рекомендации врача, она должна продаваться в аптеках. Ведь тот же Perrier – позиционируется не как природная вода из источника, а просто как питьевая высокого качества. Вышесказанное свидетельствует о хороших предпосылках для роста рынка бутилированной питьевой воды. Тем более, что, с применением современных технологий, ее можно производить из любого сырья (любого, качества, состава и категории). Тем не менее, по оценкам поставщиков оборудования, рынок пока находится в зачаточном состоянии. Действительно, крупных игроков не так много. Основные бренды, представленные в супермаркете, принадлежат мировым компаниям, типа Nestle (около 160 млн. л/год), Pepsico (около 100 млн. л/год) и др. Возможно, основным препятствием здесь являются барьеры входа со стороны ритейла – торговых сетей (проблема сегодня решается на высоком государственном уровне). Но ведь кроме них еще существует масса мелких бакалейных точек, в которых продвигать воду в таре 0,33-0,5 л) даже эффективнее, чем в сетевых магазинах. Определенный контингент, например, молодежь, летом купит бутылочку воды, скорее, в палатке, нежели пойдет за ней в молл. В нынешних условиях потенциальный проект по созданию производства бутилированной питьевой воды выглядит довольно привлекательно. Первоначальные инвестиции, по оценкам экспертов, составляют около 25 млн. руб., включая затраты на комплектную линию (оборудование для очистки воды, выдува бутылей, бутилирования, упаковки и т.д.) и организацию логистической инфраструктуры. Эти средства позволят обеспечить объемы производства 25 млн. л/год – уровень «выше среднего участника рынка). Индекс прибыльности – более 10 единиц за 6 лет. Рынок, кризис, игроки Мировой рынок бутилированной питьевой воды на протяжении последних 10 лет стремительно рос. В мире в среднем на 10% ежегодно, в России — на 15–20% в год. В 2009 году ситуация изменилась. Но даже в условиях кризиса прогнозируется рост в 1–2%. Подобная тенденция характерна и для российского рынка. По разным оценкам, к началу кризиса рынок бутилированной воды достиг объемов 1–2 млрд долларов (около 30–40% от общего объема рынка безалкогольных напитков). И в отличие от поставщиков воды для кулеров, сегмент воды в ПЭТ таре практически не пострадал. Уже в ближайшее время ожидается возвращение объемов и рост по сравнению с уровнем 2008. Каковы мнения участников рынка о текущем моменте и перспективах? Игорь Гордеев, директор компании «Байкальский родник» (Иркутск) — С начала кризиса с рынка Иркутской области ушла одна из компаний-производителей бутилированной воды. Неизвестно, в чем была причина ухода, так как продажи бутилированной воды, по крайней мере, у нас, упали несильно. В основном снижение коснулось газированной воды в полуторалитровой таре. Продажи негазированной воды в этой таре остались прежними. Ненамного, на 3–5%, снизились продажи воды в бутылках 0,5 литра. Потребление воды в емкостях 18,9 литра несколько просело осенью 2008 года за счет компаний, которые были вынуждены уйти с рынка, но за 2009 год практически не изменилось, корпоративные потребители с начала года не урезали объемы закупок, основное снижение в 2009−м произошло по частным лицам. Со стороны контрагентов ситуация следующая — покупатели нашей продукции не просят пересмотреть контракты. Был единственный случай, когда представители одной из оптовых компаний попросили изменить ценовые условия, и мы, насколько могли, пошли им навстречу. Схемы расчетов также остались прежними. Случаи, когда потребители задерживают оплату, — скорее исключение, чем правило. Ситуация нормальная. С начала кризиса на рынок вышло достаточно много новых поставщиков оборудования и комплектующих. Как правило, они предлагают цены, которые на 10–20% ниже, чем у существующих поставщиков. В случае если условия значительно выгоднее, чем есть на рынке, мы рассматриваем эти предложения. Одного из поставщиков, правда, не оборудования, а комплектующих, мы уже сменили. Если финансовое положение частных потребителей улучшится до конца 2010 года, продажи бутилированной воды вернутся на прежний уровень. Глубокого проседания рынка мы не видим. Люди привыкли потреблять бутилированную воду и вернутся к ней. Что касается перспектив «Байкальского родника», то сейчас идет подготовка к выходу на рынок Южной Кореи, что влечет за собой ужесточение требований к качеству и внешнему виду нашей продукции. |