Сейчас главная задача КамАЗа — вывести объемы продаж на докризисный уровень. Сделать это планируется в ближайшие четыре года, у предприятия для этого есть все необходимое. Не зря несколько лет назад руководство решило модернизировать производство. Так что нынешние грузовые автомобили совсем не те, что раньше. Как уверяет BG руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев, компания модернизирует производство, постепенно приближая качество продукции КамАЗа к европейскому. "Мы решили не разрабатывать собственных технических решений, а использовать уже готовые, испытанные на мировых производствах. С ноября прошлого года мы модернизируем двигатель, коробку передач, тормозные системы наших грузовиков за счет иностранных деталей. На все машины ставят мотор, адаптированный под топливо "Евро-3",— говорит господин Афанасьев. Он уверен, что все это поможет увеличить объемы продаж до докризисных показателей. И новый "КамАЗ" будет автомобилем европейского качества, но по отечественным ценам. Суждено ли этим планам сбыться, покажет время. Торговые представители говорят: пока главное преимущество отечественной техники — в ее цене. Наши грузовики, в том числе самосвалы, дешевле абсолютно всех иностранных самосвалов в среднем в два раза, чем и привлекают потребителя. Однако есть у отечественной техники и другие преимущества. "Возьмем самосвал, сделанный на базе "КамАЗа" модели 6520 грузоподъемностью 20 тонн. Он расходует меньше топлива на 30%, чем, допустим, самосвал грузоподъемностью 20 тонн Ford Cargo. Первый стоит 2 млн 300 тыс. рублей, второй — 4 млн 615 тыс. рублей, то есть разница в цене видна. Но есть и преимущества российского "КамАЗа". Его легче чинить, поскольку в любом техцентре на него есть детали, которые дешевле. Кроме того, "КамАЗы" более приспособлены к российским дорогам, его и собирают для них. Иностранные самосвалы не так проходимы. Кроме того, они потребляют меньше топлива. Примерно на 30%",— говорит BG , директор дилерской компании ООО "Мега драйв" Павел Дубинин. Оболочка ваша, начинка — наша Некоторые российские автомобильные предприятия не перевооружали свои производства, поскольку изначально выпускали самосвалы на шасси, комплектуемых деталями иностранного производства. Таким, например, является российский автозавод по выпуску грузовых машин "Яровит" (Санкт-Петербург). Самосвалы Gloros грузоподъемностью от 25 до 45 тонн считаются российскими. Но комплектуются они из иностранных запчастей. "На автомобили семейства Gloros устанавливаются двигатели Deutz, Cummins, коробки передач Allison, мосты Sisu Axles, Axletech. При создании автомобилей "Яровит" ставилась задача максимального удовлетворения запросов потребителей посредством использования передовых достижений мирового автомобилестроения",— обтекаемо объяснила BG причину использования иностранных комплектующих менеджер отдела продаж "Яровита" Вероника Гладкова. Руководители технических центров уточняют: пока грузовики отечественной сборки явно уступают зарубежным аналогам в техническом отношении. "В том же "Мерседесе" за работу двигателя, подвески — всех энергозависимых систем — отвечает центральный электронный блок, находящийся в кабине водителя. Информация о сгоревшей лампочке в фаре, спущенном колесе моментально выводится на дисплей приборного щитка. Топливный, гидравлический, пневматический шланги оснащаются спецзащитой, а в отечественных автомобилях этой защиты нет, из-за чего шланги быстро перетираются. Более того, даже новый "КамАЗ" требует так называемой протяжки перед эксплуатацией, да и не только он. То есть водитель должен проверить все гайки, шланги и соединения систем. Чаще всего этим занимаются перегонщики машин. Поэтому некоторые предприятия предпочитают просто собирать под своей маркой машины, используя при этом иностранные детали. Так называемые российские автомобили из иностранных деталей ломаются реже раза в два",— уверен мастер-приемщик техцентра ООО "Лицензавто" Анатолий Деин. Национальные особенности Некоторые российские предприятия собирают самосвалы из иностранных шасси и отечественных кузовов. Одно из крупнейших таких предприятий — подмосковное ЗАО "Бецема" (город Красногорск). Здесь изготавливают и устанавливают самосвальные надстройки на шасси автомобилей по предоплаченным заказам российских представительств ведущих европейских автопроизводителей. Как рассказал Павел Дубинин, директор дилерской компании ООО "Мега драйв", такая практика улучшила качество кузовов российского производства. "Работа с импортными шасси требует производить самосвальные кузова из более прочной стали, и наши промышленники были вынуждены разработать такую сталь и использовать ее при производстве самосвалов. Это нововведение идет на пользу всей российской промышленности. В 2009 году ЗАО "Бецема" представило новый кузов из высокопрочных сталей DOMEX790 и HARDOX400, главной отличительной особенностью которого явилась универсальность конструкции, позволяющая устанавливать его на широкий ряд автомобильных шасси различных автопроизводителей. Благодаря применению в конструкции специальных профилей австрийского концерна WOEST ALPINA вес надстройки снизился, а прочность выросла. Сохранил новый кузов и столь ценимый российскими заказчиками в кузовах "Бецема" эффективный обогрев выхлопными газами",— рассказывает заместитель технического директора ЗАО "Бецема" Константин Леонов. Впрочем, не только российские промышленники подстраиваются под требования иностранцев. Последние, осваивая российский рынок, тоже вынуждены учитывать некоторые его особенности. Например, итальянская Astra, которая поставила за прошлый год в Россию лишь 48 самосвалов, устанавливает на импортируемые машины "северный пакет". В него входят: печка-"автономка", предпусковой подогреватель, фильтр-"сепар" с подогревом, подогрев топливного бака и подогрев кузова. Анна Героева Коммерсантъ
|