- Как авиапассажир могу сказать: салонам наших самолетам, даже новых, далеко по уровню комфорта и дизайна до западных образцов. В чем причина такого отставания? - На каждом авиационном заводе существуют производственные мощности по изготовлению интерьеров серийных самолетов. Причем эти мощности создавались под выпуск больших партий самолетов, что автоматически повлияло на удорожание их содержания, граничащее с нерентабельностью. Собственно, в этом и заключается основная проблема. К тому же большие поточные линии практически исключают внедрение новых технологий. Тем временем современные мировые тенденции в организации интерьерного пространства с трудом доходят до наших отечественных самолетов. Поскольку, с одной стороны, это связано с отсутствием должного внимания конструкторских бюро - разработчиков воздушных судов к интерьеру, которые по старинке относятся к этому направлению как второстепенному. С другой стороны, разработчики воздушных судов не ощущают требований эксплуатантов самолетов, которые заинтересованы в получении как можно большего числа посадочных мест, причем зачастую в ущерб удобству пассажиров. Пассажиры же, напротив, наряду с безопасностью полета настоятельно желают получить и соответствующий комфорт. Таким образом, ситуация в производстве самолетных интерьеров не устраивает никого: ни разработчиков воздушных судов, ни изготовителей, ни эксплуатантов, ни пассажиров. - Есть ли выход из сложившейся ситуации? - Решением в таком случае может стать объединение усилий отечественных производителей в формировании комплексного предложения по изготовлению авиасалонов. Так была создана Ассоциация компаний авиационных интерьеров (АКАИ) с тем, чтобы использовать свои дизайнерские, конструкторские и производственные потенциалы для создания современного, удобного, функционального интерьера, применив для этого методики, отработанные при изготовлении VIP-салонов. Практические цели АКАИ сводятся к формированию комплексных предложений производителям практически всех типов воздушных судов - от самых маленьких типа М-101 "Гжель" до самых больших типа Ил-96. Производственные мощности российских производителей авиационных интерьеров позволяют обеспечить поставку комплектующих изделий, мебели и элементов салонов воздушных судов на все российские самолеты. - Существует ли сегодня программа развития авиационных интерьеров и на какие самолеты она рассчитана? - Сегодня в числе конкретных шагов: подача корпорации "Иркут" документов на участие в тендере на разработку, производство и поставку систем для семейства ближне-средних магистральных самолетов МС-21. Результаты тендера станут известны в начале осени нынешнего года. Внесение концептуального предложения Казанскому авиационно-производственному объединению на изготовление интерьера для Ту-334. Представление в рамках Объединенной авиационной корпорации модели интерьера для самолета Ту-204 СМ, а также обслуживание западной авиационной техники. Для российских производителей гражданской авиационной техники одним из приоритетных факторов при выборе поставщика интерьерного оборудования является наличие сервисного центра в России. Обслуживание самолета у зарубежного производителя намного увеличивает сроки и стоимость работ, будь то серьезный ремонт или мелкое обновление. К примеру, компания "Сухой" уже готова рассмотреть предложения отечественных производителей по поводу замещения ряда комплектующих салона SSJ100, в частности элементов мебели, на российские. Технологии, которые применяют зарубежные производители, в России уже освоены. Материалы для изготовления интерьеров применяются те же, что и мировыми производителями. Производство оснащено современным оборудованием и полностью подготовлено к запуску изделий в серийное производство. Одним из заказчиков интерьерных фирм являются отечественные авиакомпании, в парке которых есть зарубежная авиатехника. Инженерные службы не всегда могут выполнить работы по обслуживанию салона воздушного судна своими силами, а перелеты к производителю не всегда целесообразны с экономической точки зрения. Существующий опыт и производственные мощности в полной мере позволяют российским интерьерным компаниям производить ремонт салонов самолетов в России. Кстати, по данным минпромторга, в 2009 году в авиационной промышленности производство гражданской продукции снизилось в целом по отрасли на 3,1%, что обусловлено переносом сроков выполнения контрактов и сертификационных испытаний новых и модифицированных образцов авиационной техники. Снижение выпуска гражданской продукции в отрасли произошло на ряде крупнейших заводов. В то же время возрос выпуск экспортной продукции гражданского назначения (в 2,1 раза), в том числе в вертолетостроении - в 3,2, в самолетостроении - в 1,1 раза. - С зарубежными производителями российские смогут конкурировать? - Российские производители авиационных интерьеров уже имеют производственный и конструкторский потенциал. Накоплен богатый опыт в изготовлении комплектующих изделий, мебели, оборудования и элементов воздушных судов. Отечественные производители способны разработать и изготовить салоны самолетов, не уступающих по технологиям и качеству мировым образцам, что подтверждается оценкой лидеров авиапрома. И нам непонятны тенденции в современном авиапроме, взявшем курс на слияние с западными интерьерными компаниями. Мы за сотрудничество с мировыми производителями, но если оно имеет партнерский характер, а не явно выраженное поглощение. Мы понимаем свою ответственность и должны внести свой вклад в укрепление российского авиационного суверенитета. - Как происходит сотрудничество с зарубежными интерьерными компаниями? - О своих намерениях сотрудничать с российскими производителями заявил канадский партнер ассоциации, директор компании Field Aviation по Восточной Европе Шарль Эргот. По его словам, зарубежные производители авиационных комплектующих заинтересованы в ведении совместных проектов. Для них это в первую очередь освоение нового рынка. Подобное сотрудничество целесообразно и с экономической точки зрения, так как в итоге зарубежные партнеры получат изделия высокого качества в короткие сроки и по приемлемой цене. |