Чтобы принять в ней участие, владелец машины старше десяти лет должен написать доверенность на утилизацию автодилеру, допущенному к участию в программе Минпромторгом, и оплатить его услуги (сумма варьируется в зависимости от региона, но не превышает 3 тыс. руб.). При этом необходимо соблюсти ряд условий: сдаваемая машина должна находиться в собственности владельца не менее года, быть укомплектованной, не числиться в серьезных авариях или угоне. Дилер в обмен выдаст владельцу сертификат на скидку 50 тыс. руб. для покупки новой машины российской сборки. Эксперты называют программу чрезвычайно сырой — правительство до сих пор не разработало механизма выдачи сертификатов, отбора дилеров, и самое главное, непонятно, где перерабатывать автохлам (премьер поручил подчиненным разработать и внести в правительство концепцию общероссийской системы сбора и утилизации старых автомобилей только к 1 сентября). В России всего 12-15 пунктов по утилизации автомобилей, тогда как, например, в Германии их более 15 тыс. Но так как указания Путина принято исполнять беспрекословно, то программа 8 марта или чуть позже обязательно заработает. Тем более что в федеральном бюджете-2010 на нее уже заложено 10 млрд руб. (этого хватит на 200 тыс. машин). Очевидно, что программа окажется полезной не только для простых автовладельцев, но и для всевозможных мошенников и не совсем честных дилеров, ведь потенциал просто огромен: по данным агентства "Автостат", в России 19,6 млн автомобилей (около 60% всего автопарка) старше десяти лет. Им даже не придется изобретать велосипед, а будет достаточно скопировать передовой зарубежный опыт. Так, в Германии, первой запустившей утилизационную программу, каждый десятый сдаваемый в переработку автомобиль дилеры продавали в страны Восточной Европы и Африки. В США на немецкие грабли решили не наступать и заставили приемщиков заливать в двигатели машин вместо масла раствор силиката натрия, что полностью выводило их из строя. Однако американские торговцы нашли другие способы заработать: отменяли скидки, если новая машина приобреталась по утилизационной программе; брали дополнительные комиссии; принимали старые автомобили еще до введения программы в действие, а потом возвращали их владельцам и требовали доплатить $3,5-4,5 тыс. (стоимость сертификата) за новый автомобиль или вернуть его; некоторые просто требовали взятку. Пресечь злоупотребления власти США не успели — программа была свернута примерно через месяц после начала, так как закончились выделенные на нее $3 млрд. Нельзя исключать, что эти западные наработки не только приживутся в России, но и дополнятся местными ноу-хау. Например, учитывая то, как поставлен учет автотранспорта в ГАИ, утилизировать будут не сами машины, а документы на них, или дилеры перед отправкой автомобиля на переработку будут заменять все годные детали на негодные. Если же правительство объявит, что программа будет действовать не до 1 ноября, как планируется, а дольше, то может появиться новый рынок скупки автохлама. Где сколько стоит автохлам Страна
| Размер утилизационной премии | Австрия | €1500 | Великобритания | £2000 | Германия | €2500 | Италия | €1500-6500 | Китай | $450-900 | Люксембург | €1500-1750 | Нидерланды | €750-1750 | Португалия | €1000-1250 | Россия* | €1163 | Румыния | €1000 | Словакия | €2000 | США | $3500-4500 | Франция | €1000-1700 | Япония | $1000-2500 |
*По курсу 43 руб./€.
|