Российские власти в ближайшие дни резко ограничат возможности крупноузловой или, как еще говорят, отверточной сборки автомобилей на заводах иностранных концернов. Для этого сотрудники Минпромторга, Минфина и Минэкономразвития подготовили документ, вносящий поправки в определение понятия «промышленная сборка». Сильнее всего эта инициатива может ударить по калужским Volkswagen, Skoda и Audi. Сейчас на заводе в Калуге собирается 18 моделей трех марок, но лишь две – в рамках полного цикла. Самый востребованный в России VW Passat по-прежнему делают из крупных блоков, импортируемых из Германии. Отверточная сборка дает возможность компактно перевозить машины (экономить на логистике), быстро собирать их из машинокомплектов и в виде бонуса еще и обойти высокие таможенные пошлины, но она противоречит замыслу чиновников – превратить когда-нибудь Россию в автомобильную державу. Сборку поделили надвое В тексте межведомственного приказа, который сейчас находится на согласовании в Минюсте, говорится, что количество автомобилей, собираемых на заводе по технологии крупноузловой сборки, должно быть равно количеству машин, собираемых в рамках полного цикла. В более ранней редакции речь шла просто о количественной квоте – не более 20 000 «крупноузловых» машин ежегодно. Правда, в условиях кризиса такая мера не сработала бы. Ведь даже наиболее массовые иностранные производства в этом году – Ford, Renault и Volkswagen – каждое выпустили с января по июль этого года (более свежие данные недоступны) всего от 25 500 до 29 200 новых автомобилей. То есть производство по сравнению с 2008 годом сократилось почти вдвое, пропорционально падению автомобильного рынка (по данным Ассоциации европейского рынка, за 11 месяцев в России реализовано вдвое меньше машин, чем год назад, а именно 1,3 млн). Volkswagen нажал на пробел Проблема низких продаж стояла достаточно остро для всей автоиндустрии. Тем не менее, единственным иностранным производителем, который запустил крупноузловое производство столь открыто и масштабно, стал Volkswagen. Для него отверточная сборка стала главным способом снижать цены и отвоевывать рынок у конкурентов. Добиться увеличения доли на рынке VW, действительно, удалось. Продажи всех трех марок концерна сократились заметно меньше, чем рынок в среднем: Volkswagen «упал» на 19%, Skoda – на 34%, а Audi – на 12%. Впрочем, так как последнюю начали собирать в Калуге чуть больше месяца назад, говорить об эффекте местной сборки преждевременно. Просто премиум-сегмент в России оказался менее подвержен влиянию кризиса, чем рынок более дешевых машин. И все-таки Volkswagen за 7 месяцев 2009 года собрал почти столько же машин, сколько и «Автофрамос»: 29 144 против 29 983. Для молодого предприятия – завод начал работу в ноябре 2007 года – это достаточно солидный результат. Кроме того, калужский завод VW стал самым дорогим среди иностранных проектов по объему инвестиций – 869 млн евро. Почему же чиновники в кризисный год решились на неприятное ограничение для иностранцев, которые и так в глубине души, возможно, жалеют, что потратили на открытие завода столько средств? Дело в том, что крупноузловая сборка – главный враг компонентного производства. Пока объемов для производства полного цикла недостаточно, никто из серьезных игроков компонентного рынка не будет всерьез рассматривать проекты в России. Впрочем, и опасаться Volkswagen сейчас особо нечего. Ведь пока производитель работает в рамках уже оформленных соглашений, действие квот на него не распространяется. А с учетом того, что уже в следующем (2010) году льготный период для VW истекает, можно констатировать, что меры по вразумлению хитроумного производителя заработают слишком поздно. По сути, из-за нерасторопности российских властей концерн воспользовался пробелом в законодательстве, чтобы нарастить рыночную долю. Найти дешевую отвертку Для остальных автозаводов межведомственный приказ – пока лишь предупреждение. Иностранные компании либо уже запустили на своих предприятиях цеха по сварке, окраске и сборке кузовов, либо активно готовят свои модели к переходу на полный цикл. Правда, у General Motors часть машин тоже производится в режиме «отверточной» сборки – на заводе «Автотор» в Калининграде. Здесь выпускаются Chevrolet Epica и Tahoe, предпоследняя Opel Astra, а также полностью «линейки» Hummer и Cadillac. Но завод действует в особой экономической зоне и ввозит в страну детали на условиях еще более льготных, чем у тех предприятий, которые работают по «промсборке». Еще некоторое время назад «Автотор» грозили лишить льгот и заставить отказаться от «отвертки». Но после того как General Motors начала здесь собирать по схеме полного цикла Chevrolet Lacetti, власти решили, что завод пошел верным путем, и оставили его в покое. В результате GM сохранила отличную «отверточную» площадку. Интеграция по правилам Среди других планов чиновников на будущий (2010) год – определить точные правила расчета локализации (перехода на компоненты, сделанные внутри страны). Первый контроль уровня локализации производится через 24 месяца после перехода на полный производственный цикл, и показатель должен составить не менее 10% комплектующих в стоимостном выражении (без учета стоимости кузова). В последующие 1,5 года должно быть локализовано 20% автокомпонентов, а к концу срока действия соглашения – 30%. Однако как точно определить процент, пока не знает никто. Единой схемы расчета, обязательной для всех, нет. Цены на компоненты все время меняются, а процент зависит от себестоимости машины. При низких объемах продаж цены на детали немедленно идут вверх. Кроме того, некоторые производители включают в формулу средства, затраченные на бракованные детали. Наиболее надежным способом чиновникам кажется комбинированный метод расчета. В конце каждого отчетного периода каждый производитель должен будет полностью раскрыть карты представителям Минпромторга: представлять финансовую отчетность, из которой будет видно, сколько денег ушло на расчеты с компонентщиками внутри страны, и список деталей, которые завод закупал. В результате, министерство оценит долю отечественных деталей и в стоимости, и в общем числе компонентов автомобиля. Данных предоставлять придется очень много, возможно, даже больше, чем чиновники сумеют переварить. Но то, что власти решили, наконец, разобраться с методикой расчета локализации, уже вызывает у производителей некоторый оптимизм. По материалам slon.ru Ознакомиться с российским рынком полиамидов, одним из крупных потребителей которых является автопром, Вы можете в исследовании «Анализ рынка полиамидов в России в 2008-2009 гг.»
|