Ажиотаж в зале вызвал доклад аналитического агентства “Автостат” на тему АвтоВАЗа. По оценке независимых аналитиков, с 2009 по 2011 год завод придется содержать государству, так как, исходя из прогноза по объему производства, именно эти три года окажутся ниже операционной рентабельности. Это означает, что очередными выданными миллиардами дело не ограничится (только по итогам 2009 года госпомощь составит 75 млрд рублей). Одной из причин, подкосивших завод, которая способствовала появлению гигантских убытков завода (прогноз по 2009 году около 35 млрд рублей), экспертами единодушно было признано содержание некомпетентного управленческого аппарата. “Давайте посмотрим на 2007 год, когда минусы пошли, – говорит А. Ковригин. – Это как раз когда на ВАЗе появилось 22 вице-президента, большинство из которых сидело в Москве. Я с ВАЗом работал в очень тесном контакте с 88-го по 90-й год. Тогда на ВАЗе было пять человек руководителей, которые отвечали по конкретным направлениям. А потом появились эти люди, которые в основном сидели в Москве. Вот эта неразбериха и привела к процессу, который происходит сейчас”. Как указывают эксперты “Автостата”, за последние четыре года на ВАЗе сменилось четыре президента, порядка 50 вице-президентов и больше сотни руководителей разного уровня. Каждый из “временщиков” работал не более чем по году-полтора, при этом не чувствуя за собой ни социальной, ни финансовой ответственности. “Большая проблема заключается в том, что заводом управляют люди, ничего из себя в автопроме не представляющие. Структура собственности, которая сформировалась на заводе в настоящий момент, оказалась неэффективной, – комментирует директор АА “Автостат” Сергей Целиков. – Приходят совершенно новые люди, им даются совершенно новые задачи, они пытаются заниматься кто финансами, кто маркетингом, кто стратегией. И когда команда Renault пришла, там работало 12 человек, потом ушла, Кристиан Эстев заявил, что они толком ничего не делали и не смогли ничего сформировать. Тот же Карлос Гон говорил, что мы сформируем четкий план развития предприятия, как это было на Nissan, разложим все по годам, и все будет видно и понятно. Прошло уже почти два года – не делается практически ничего, и только постоянно рядятся, кто виноват и что делать. Задача сейчас – создание эффективной команды. Я думаю, люди такие в нашем государстве все-таки есть. Это как старая команда, так и новые, молодые люди”. Еще одна проблема на заводе – полностью заброшенный сбыт. В настоящее время около 20-30 дилерских предприятий из более чем 400, по оценке экспертов, находятся либо в банкротном, либо в предбанкротном состоянии, и что будет с дилерской сетью после прихода Renault- Nissan, непонятно. Снижение цен помогло бы разом увеличить долю рынка, уверены эксперты. В частности, можно было бы снизить цену на “классику” до 120 тысяч рублей, на “Калину” – до 150 тысяч рублей, на “Приору” – до 230 тысяч рублей – на территории России огромное количество людей, которые даже за такие деньги не могут позволить себе приобрести автомобиль. “Сейчас же задача по восстановлению доли рынка на заводе не ставится – это четко видно”, – обобщил С. Целиков. В ходе конференции проблема кадров в автомобильной отрасли была признана одной из важнейших из-за утраты системы техучилищ и профильного образования. В самое ближайшее время этим надо будет заниматься вплотную, особенно в контексте прихода Renault-Nissan на ВАЗ. Теперь, констатируют эсперты, всем поголовно, включая производителей автокомпонентов, придется учить не только английский, но и французский язык (а может быть, даже и японский), учиться работать с документами на иностранном языке – сегодня же большинство инженеров не владеют даже базовым английским. Чтобы выжить, поставщики сами должны начать изучать стандарты системы закупок Renault-Nissan, а не ждать у моря погоды. “Будущего у поставщиков старых практически нет, – констатирует С. Целиков. – Стать поставщиком можно будет только по технологии, которую будет закладывать Renault. АвтоВАЗ здесь будет исполнять только техническую роль”. По материалам www.autonews.ru Ознакомиться с российским рынком полиамидов, одним из крупных потребителей которых является автопром, Вы можете в исследовании «Анализ рынка полиамидов в России в 2008-2009 гг.»
|