Согласно данным консалтинговой компании «Ernst and Young», Самарская область по-прежнему занимает первое место в России по производству легковых автомобилей (ее доля в российском объеме выпуска легковых автомобилей превышает 60%). До недавнего времени в этой отрасли были заняты около 200 тысяч человек. В Самарский кластер входят сборочные предприятия и производители автокомпонентов, а также конструкторские, исследовательские, финансовые, торговые, сервисные, консалтинговые и другие организации. Всего кластер образуют 320 компаний, расположенных на разных территориях Самарской области, в том числе ОАО «Пластик», предприятия группы «СОК», Завод имени Тарасова, АвтоВАЗагрегат и др. По данным, которые представил на форуме президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, благодаря государственным мерам стимулирования в Китае в этом году динамика роста продаж автомобилей сохраняется на докризисном уровне. Восстанавливаются продажи и в странах ЕС, в Японии. В российском автопроме ситуация остается тяжелой. За девять месяцев с начала этого года, падение производства легковых автомобилей отечественных брендов в России составило 67,5%, иностранных — 56,7% (данные ASM Holding и агентства «Автостат»). . АвтоВАЗ в 2009 году произвел всего около 33% от числа автомобилей прошлого года. Такое падение отразилось на показателях не только предприятий партнеров Волжского завода, но и на экономической ситуации городов, в которых они расположены. Так, критическая ситуация на Волжском заводе повлияла в целом на экономику не только Тольятти, но также Октябрьска и Кинеля, где все ведущие предприятия находятся в прямой производственной зависимости от ВАЗа. В этих трех городах по итогам этого года прогнозируется спад промышленного производства на уровне порядка 50%. «Автомобилестроительный кластер потянул область назад, и нужной реакции на это пока не произошло», — констатирует министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин. Член кабинета министров областного правительства считает, что одна из главных проблем отрасли — высокая концентрация предприятий автокомпонентов, высокая зависимость многих из них от АвтоВАЗа. «Есть предприятия, которые на 100% завязаны на АвтоВАЗе. Не имея выхода на розничный рынок, эти предприятия сегодня оказались в очень тяжелом состоянии», — поясняет Владислав Капустин. Однако проблемы АвтоВАЗа и его смежников во многом перекликаются с проблемами и других предприятиях отрасли по всей России. Неудивительно, что дискуссия о том, как повысить конкурентоспособность Поволжского автомобильного кластера, стала одной из самых представительных мероприятий форума. Вместе с Владиславом Капустиным эту дискуссию вел заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав Наумов. Участие в ней приняли также бизнесмены других стран, в частности, Словении и Бельгии. По словам руководителя проектов компании «The Boston Consulting Group» Владимира Тузова, российский автопром серьезно отличается от автопрома других стран. Сравнение с мировыми показателями демонстрирует слабость российского автопрома прежде всего в области производительности, инвестиций и торговли. Если в Германии и Бразилии коэффициент производительности (соотношение производства автомобилей на работника) составляет 8,0 и 9,6 соответственно, то в России — всего 3,6. Инвестиции в автомобильную отрасль в Германии в 2008 году составили 22 млрд евро, в России — только 2,3 млрд евро. Еще одной проблемой российского автопрома, по мнению аналитиков The Boston Consulting Group, является географическая распыленность предприятий отрасли. Они расположены на огромной площади между Калининградом, Ижевском, Екатеринбургом и Таганрогом и нуждаются в локализации. По мнению других аналитиков, территориальная концентрация повышает эффект сотрудничества предприятий внутри кластера. Члены дискуссии выдвинули предложения к Концепции стратегии развития автомобильной промышленности России (эта концепция вскоре будет рассмотрена Комиссией Шувалова). Как заявил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев, сегодня уже определен состав членов Поволжского автомобильного кластера. Тем временем АвтоВАЗ приступил к масштабной реструктуризации производства, которая сопровождается выводом непрофильных активов, оптимизацией численности работников, изменением взаимоотношений с поставщиками, разработкой новой программы обновления модельного ряда. Со стороны государства автозаводу уже оказана поддержка в размере 25 млрд рублей. Сейчас разрабатывается программа развития, в рамках которой Волжский автозавод рассчитывает получить еще 55 млрд рублей. Что касается других предприятий кластера, то они должны пересмотреть свою производственную политику и отказаться от принципа работы только с АвтоВАЗом. Правительства России и Самарской области готовы и здесь помогать предприятиям. Именно с этой целью в Ставропольском районе региона идет работа над созданием особой экономической зоны (ОЭЗ). Партнеры Волжского автозавода смогут перераспределить свои производственные программы на других автопроизводителей, причем как в других регионах России, так и за ее пределами. На данный момент инициированы переговоры с 60 крупнейшими мировыми промышленными компаниями. К участию в создании ОЭЗ приглашены более 40 ведущих производителей автокомпонентов. Нужно говорить о развитии автопрома в целом Владислав Капустин, министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области - Весь автомобильный кластер у нас сегодня завязан на одно головное предприятие. Если мы сейчас возьмем с вами любого зарубежного поставщика, то увидим, что самая интернациональная отрасль — это отрасль поставщиков компонентов. Среди потребителей зарубежных поставщиков — обычно не один десяток заводов, а доля одного из заводов практически ни у кого не превышает 25%. Следовало брать с них пример. Это и есть уроки, которые мы сегодня получили в кризис — их надо извлечь, обсудить, потому что вопрос не только в политике АвтоВАЗа, вопрос вообще в политике развития автомобильной промышленности в целом. Поволжье — автомобильный центр России 713 800автомобилей мощность Санкт Петербургского и Центрального автопромышленного центра. Предприятия, которые приглашены Правительством Самарской области к участию в проекте создания особой экономической зоны: TRW Automotive (США, производство систем безопасности), СП Anvis Rus (Россия Германия, производство шумоизоляции), онцерн ZF (Германия, производство рулевых систем), Lear Corporation (США, производство автомобильных сидений), AHLE (Германия, производство силовых агрегатов), Johnson Controls (США, производство автомобильных сидений) Всего — более 40 ведущих производителей автокомпонентов Источник: Агентство экономической информации AK&M 1 320 000 автомобилей мощность Поволжского автопромышленного центра. Источник: НАПИ. Ознакомиться с российским рынком полиамидов, одним из крупных потребителей которых является автопром, Вы можете в исследовании «Анализ рынка полиамидов в России в 2008-2009 гг.» |