Программа Автопром-2020 оценена в 25 млрд евро, часть этого бремени готово взять на себя государство. Помочь нашему автопрому пробиться в лидеры предполагается не только за счет госфинансов. Программа Автопром-2020 предусматривает сокращение персонала и повышение пошлин на автокомпоненты… Российский автопром готовят к выживанию в условиях жесточайшей конкуренции. На это может понадобиться 25 млрд евро инвестиций. Минпромторг подготовил программу развития отрасли до 2020 года, где красной нитью проходит мысль о том, что российскому автопрому одна дорога - в лидеры. При этом далеко не все меры, которыми планируется подстегивать автопром к движению в светлое будущее, будут безболезненными. В докладе замглавы Минпромторга Станислава Наумова (15 декабря 2009), подготовленного для парламентских слушаний в Госдуме, состоявшихся во вторник, в частности отмечается, что при любом сценарии развития, полностью избежать сокращения персонала в автомобильной отрасли будет невозможно, поскольку Россия отстает по производительности труда от лидеров рынка не менее чем в 2-3 раза. Целевые макроэкономические параметры Автопрома-2020 подразумевают долю индустрии в ВВП на уровне 2,38%, количество занятых непосредственно в автомобильной промышленности без учета вспомогательных производств и сферы обслуживания не менее 400 тыс. человек. Парк легковых автомобилей увеличится до 52 млн штук, а насыщение парка на 1000 человек населения к 2020 году достигнет уровня 363 автомобилей, при условии достижения параметров выбытия старых автомобилей на уровне 6% в год. Миллиарды автопрома Под программу-2020 уже определены объемы необходимых инвестиций. Минпромторг оценивает суммарную потребность автопрома РФ в инвестициях до 2020 года в 25 млрд евро (около 1,1 трлн рублей), следует из доклада. При этом инвестиции в развитие производства и НИОКР, по оценке ведомства, должны составить до 18 млрд евро (800 млрд рублей). "Дополнительные 3,5 млрд евро (154 млрд рублей) и 4 млрд евро (176 млрд рублей) соответственно, были рассчитаны для предполагаемой покупки компании за рубежом и необходимости финансирования дополнительного оборотного капитала с учетом роста объемов производства", - говорится в докладе. В 3,5 млрд евро Минпромторг оценил потенциальную "задачу покупки иностранного игрока за рубежом" "КАМАЗом". Инвестпрограмма "АвтоВАЗа" до 2020 года оценена Минпромторгом в 3,9 млрд евро (172 млрд рублей). Минпромторг отмечает, что наиболее критичным являются инвестиции 2011 года, "когда за счет амбициозных программ группы "ГАЗ" и "АвтоВАЗа" доля инвестиций в продажах зашкаливает за 27%". По оценке министерства, наиболее полно в сегменте легковых автомобилей план инвестиций проработан у "АвтоВАЗа", он предполагает не менее 3 платформ (Калина-Low Cost, В0 от Renault и С-класс), а также как минимум 12-14 моделей автомобилей и 3 силовых агрегата. Общие инвестиции в развитие компонентой базы должны составить около 3,5 млрд евро (155 млрд рублей), которые планируется направить на создание производств ключевых компонентов: от систем шасси до бортовой электроники. Минпромторг подчеркивает необходимость инвестировать в два базовых передела в промышленности: производства прецизионных сварных труб, а также в создание современных мощностей по литью чугуна. "Эти два последних проекта не могут быть реализованы без участия государства - слишком велики сроки окупаемости", - отмечается в докладе. Участие государства в реализации инвестпрограммы автопрома будет необходимо в размере около 1 млрд евро (44 млрд рублей) для выполнения НИОКР, инвестиции в трубы и "литейку" - 1,1 млрд евро (49 млрд рублей) (вплоть до 100% потребности в финансировании), а также в создание производства новых силовых агрегатов - 400 млн евро (18 млрд рублей, 50% потребности). В целом, как отмечает Минпромторг, поддержка государства может коснуться не менее 50% инвестиционных затрат (или 6 млрд евро - 264 млрд рублей - в период с 2010 по 2015 годы), если принимать во внимание позицию Сбербанка, из которой следует, что без государственных гарантий или проектного финансирования «поднять» финансирование в таких объемах нашим предприятиям будет невозможно. Усилия не должны пропасть даром. Минпромторг РФ прогнозирует рост продаж легковых автомобилей в России уже в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 5%, до 1,47 млн машин. "Мы прогнозируем, что объемы рынка в 2010 году будут несколько выше существующего уровня. Планируем рост в пределах 5%", - заявил директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. В октябре министр промышленности Виктор Христенко заявлял, что падение продаж легковых автомобилей в России по итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом может достичь 60%. По его словам, суммарный объем продаж в 2009 году составит около 1,4 млн машин. За 11 месяцев нынешнего года рынок уменьшился ровно в два раза, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России составили за 11 месяцев 1 млн 337 тыс. 792 автомобилей, снизившись на 50%. В ноябре продажи составили 105 тыс. 302 машины, что на 46% ниже уровня ноября 2008 года. Помочь автопрому пошлинами Только инвестициями государство не собирается ограничиваться. В ход могут пойти и уже испытанные протекционистские приемы в виде повышения ввозных пошлин. В данном случае речь может идти об автокомпонентах. Выступая в Госдуме, Станислав Наумов как раз и озвучил это предложение. По его словам, импортные пошлины на ввоз готовой продукции - легковых, грузовых автомобилей в ходе обсуждения проекта стратегии развития автопрома РФ до 2020 года предлагается оставить на прежнем уровне. "Но мы предлагаем вернуться к вопросу введения пошлин на некоторые виды автокомпонентов", - заявил замминистра. По его словам, данная мера необходима для стимулирования развития производства автокомпонентов в России. |