Свойства пакетов дой-пак Почему упаковщики обращаются к применению дой-пак? Пожалуй, основным мотивом, побуждающим к этому, является желание привлечь внимание покупателя нестандартной упаковкой в сегменте, где она раньше не использовалась. С другой стороны, оказываются востребованы такие качества дой-пак как возможность стерилизации упаковки, ее разогрева в микроволновой печи, достижения продолжительных сроков хранения. Для потребителей дой-пак удобны тем, что продукты в этой упаковке компактно размещаются в холодильнике или хозяйственном шкафу, а содержимое вскрытого пакета не выливается и не высыпается. Дозатор позволяет не только рационально использовать содержимое, но и предотвращает его окисление и подсыхание, если, например, майонез не был использован полностью. К тому же по сравнению с другими видами упаковки дой-пак позволяет в большей мере использовать жидкости высокой вязкости (например, соусы), остатки которых легко выдавливаются, а не остаются прилипшими к донышку. Для придания барьерных свойств в производстве дой-пак применяются многослойные конструкции, состоящие, как правило, из удобного для печати внешнего слоя из лавсана или полиамида и внутреннего полиэтиленового слоя, обеспечивающего устойчивость и возможность термосваривания. Также в составе материала используется нейлон, ПЭТФ и т.п. Для пищевых применений между этими двумя слоями часто включают слой алюминиевой фольги, являющейся практически 100%-ым барьером для воды, газов и содержимого пакета и гарантирующей значительное увеличение срока хранения продуктов. Однако в последнее время ряд производителей стремится заменить алюминиевую фольгу более технологичными и дешевыми барьерными материалами, например EVOH. Внешняя поверхность дой-пак во многих случаях ламинируется. Назначение дой-пак Дой-пак получил широкое распространение после того, как истек срок действия патента французской фирмы Doypack, и технология стала доступна широкому кругу упаковщиков. На отечественном рынке пакеты дой-пак все еще завоевывают ниши, в которых они должны быть представлены по достоинству. Таким образом, происходит замещение других видов упаковки – картонной (bag-in-box), стеклянных и металлических банок, жестких пластиковых контейнеров, канистр и т. д. Пакеты дой-пак подходят для упаковки как жидкостей, так и сыпучих продуктов, но, в силу достаточной дороговизны, они используются у нас в основном в небольшом числе ниш. На мировом рынке лидирующим применением дой-пак является упаковка еды для домашних животных. В России уже традиционной стала упаковка в дой-пак различных соусов (включая майонез). Продукты, входящие в их состав, отличаются повышенной химической активностью и могут быстро окисляться под действием атмосферного кислорода (уксусная и лимонная кислота, жиры и т. д.). Кроме того, эти продукты фасуются в горячем виде, что предъявляет к упаковке особые требования, которым в наибольшей мере отвечают пакеты дой-пак. Важной сферой применения пакетов дой-пак является сектор готовых супов, которые можно сегодня встретить в супермаркетах почти исключительно в этой упаковке. Наряду с барьерными свойствами, причиной успеха дой-пак в этом применении является возможность разогрева в микроволновой печи. Одним из перспективных направлений применения дой-пак является розлив молока и молочных продуктов. Небольшие молокозаводы не могут позволить себе упаковку в тетра-пак, поэтому они выбирают дой-пак, также допускающие стерилизацию. В отсутствии барьерных свойств срок хранения молока в такой упаковке достигает 10 дней. Наряду с этим, преимуществом дой-пак является высокая прочность (могут выдерживать давление на 200-250 кг), которая делает упакованные в них продукты более удобными в транспортировке. В последнее время пакеты дой-пак все больше применяются также российскими производителями безалкогольных напитков. В последние годы сфера применения этих пакетов заметно расширилась. Все чаще в дой-пак упаковывают непищевые продукты, что связано с изменением структуры спроса на рынках химических продуктов и строительных материалов, а также с тем, что многие упаковщики только сейчас открывают для себя возможности дой-пак. В частности, оказалось удобным фасовать в них технический спирт. На рынке потребления продуктов химии сегодня все больше мелких игроков, для которых удобнее фасовка в небольшие по объему (2-3 л) емкости дой-пак. Например, компания Tessa, клиентами которой в России в основном являются производители продовольствия, в последние годы начала осуществлять поставки на компании, выпускающие растворители, моющие вещества, жидкую косметику. |