...На растущем рынке можно делать сколько угодно ошибок, на сокращающемся рынке, только одну – последнюю… Оконный рынок относится к индустрии стройматериалов, который вслед за строительной отраслью «просел» в 4-ом квартале 2008 года. Сокращение спроса на окна в 2009 году приведет к перераспределению долей на рынке, а также сокращению числа его участников. Впрочем, подобная ситуация произойдет не только на оконном рынке.
Принимая за отправную точку кризиса 4-ый квартал 2008 года, можно с уверенностью утверждать, что к началу 2009 года его «дно» еще не наступило. Практически все аналитики говорят о затяжном характере кризиса. Скорее всего, дно наступит в первой половине 2009 года, и будет сопровождаться падением потребительского спроса, которое приведет к дефляции цен, банкротству многих компаний, обременительной долговой нагрузке. Что будет с участниками оконного рынка в условиях кризиса, когда объем продаж сократится, и доходы компании не смогут покрыть накладные расходы? Если в 2009 году компании не будут подготовлены к кризису и его последствиям, то «подушка» безопасности может израсходоваться ранее, чем начнется восстановление спроса после спада. Действия Антикризисные меры актуальны в самом начале кризиса, а период внедрения должен занимать относительно короткий период. Генеральной целью антикризисной программы является устранение возможности банкротства предприятий. Разрабатывая антикризисные программы, О.К.Н.А. Маркетинг часто сталкивается с принципиально неверным подходом. В этой статье мы постараемся дать рекомендации по основным действиям, которые необходимо применять при введении антикризисных мер. Необходимо учитывать, что каждая программа должна разрабатываться индивидуально под конкретную компанию. Рекомендуем все действия рассматривать через призму кризиса, а не предыдущих лет роста. Шаг №1 Анализ финансово-экономического состояния и рентабельности бизнеса Перед разработкой и введением антикризисной программы необходимо сделать первый шаг – моральный, самый трудный. От него будет зависеть решение о внедрении антикризисной программы или подготовке мер по закрытию предприятия. Отсутствие этого этапа в любой антикризисной программе, может дорого обойтись собственникам компании. Итак, первый шаг - анализ финансово-экономического состояния предприятия, сложившейся структуры издержек, объемов продаж и рентабельности бизнеса за последние 1-2 года. Если за анализируемый период рост объемов продаж был близок к среднерыночным показателям в регионе или был ниже, а чистая прибыль составила менее 5%, то такое предприятие вряд ли сможет пережить сложный период. Поэтому разумнее всего будет приостановить деятельность компании на время кризиса, законсервировав оборудование или вообще уйти из этого бизнеса, сохранив заработанные средства. Анализ финансово-экономического состояния предприятия может быть осложнен также кредитной нагрузкой. Рублевые кредиты не столь опасны при девальвации рубля, как кредиты в иностранной валюте. Валютные кредиты, которые компании часто берут на покупку европейского оборудования, представляют наибольшие риски. Компаниям, имеющим кредит в валюте, необходимо в срочном порядке начинать переговоры с банком о реструктуризации графика его погашения. Необходимо убедить банкиров в том, что, не предоставив льгот по кредиту, они приведут компанию к банкротству. В этом случае банк получит только гору ненужного и обесценившегося железа. Если выплаты по кредитам несут в себе высокие риски, лучше не пытаться решать вопрос самостоятельно, а обратиться в профессиональное антиколлекторское агентство. Для сравнения - при образовании флюса, больной может попытаться самостоятельно его вылечить, но в последствии это может привести к серьезному хирургическому вмешательству. Обратившись же к врачу-профессионалу сразу, выздоровление будет безболезненным и быстрым. В случае если шаг номер №1 пройден успешно, можно перейти к шагу №2. По опыту отраслевого центра О.К.Н.А. Маркетинг после оценки финансово-экономического состояния приходиться закрывать менее 15% предприятий. Шаг №2 Сценарии развития Никто не может предсказать точный объем сокращения рынка в 2009 году, но то, что оно будет - очевидно. Для того чтобы обезопасить работу компании в период неопределенности необходимо разработать несколько сценариев развития событий. Рассчитайте ежемесячный план продаж по 3 сценариям (на основе статистики продаж прошлых лет), с сокращением объемов продаж на 20%, 40% и 60% (оптимистичный, консервативный и пессимистичный сценарии). Опираясь на самый пессимистичный сценарий и готовясь к худшему, можно легче пережить сложные времена. Необходимо провести анализ существующих фиксированных затрат (на них обратить особое внимание, некоторые из них не изменятся даже после сокращения плана объемов продаж) и условно-переменных затрат по 3-м сценариям. |