На рынке полимеров Северо-Запада сложилась двоякая ситуация: потенциальный спрос существует, а предложение далеко не всегда конкурентоспособно по качеству и срокам. Генеральный директор петербургского НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков уверен, что полимерная отрасль может совершить качественный рывок и встать на инновационный путь развития. Но пока это скорее сверхзадача и предприятий, готовых взяться за ее решение, совсем немного. Сергей Цыбуков Фото: архив «Эксперта С-З» – Наш завод ориентирован сразу на три рынка сбыта. Во-первых, с момента создания он был военным предприятием, и до сих пор у нас работают первый отдел и военная приемка, мы выполняем определенную долю заказов для оборонной промышленности. Второй сегмент – массовый рынок: производство тары и упаковки для пищевой промышленности, деталей для заводов, работающих на территории СЗФО, таких как «Мерлони», «Витал Фарм», «Светлана – Оптоэлектроника» и др. Но на данный момент мы делаем ставку на производство высокотехнологичных технических изделий с заданными свойствами из новых конструкционных материалов. Три года назад вместе с химическим факультетом СПбГУ получили грант Фонда Бортника на разработку технологии переработки сверхвысокомолекулярного полиэтилена, что стало своеобразным прорывом для предприятия. Сегодня выпускаем различные изделия из полимеров, но именно инновационные разработки в области новых конструкционных материалов я считаю стратегически перспективными. Будущее – за полимерами. Металл использовать все менее выгодно, и это все понимают. Наша глобальная задача на будущее – создание изделий из сверхвысокомолекулярного полиэтилена с нанодобавками. Это должно стать очередным шагом к укреплению инновационного подхода в производстве уникальных технических изделий. Гремучая смесь – О необходимости развития инноваций в стране говорится и на высоком уровне. Что, на ваш взгляд, препятствует ускорению этого процесса? – Основной недостаток инновационных процессов в России – низкий уровень коммуникаций. Отсутствие во многих областях единых технологических платформ развития промышленности, которые доказали свою эффективность в странах Евросоюза. Сегодня лишь единицы промышленных предприятий нашей страны имеют возможность в максимально короткие сроки реализовать цепочку «фундаментальные разработки – прикладные исследования – опытная партия – испытания – серийный выпуск» в сжатые сроки. Причина этого как в несогласованности работы всех участников процесса – от университетов до производителей отдельных компонентов изделия, так и в том, что нет единой информационной и технической базы для комплексного внедрения инновационных разработок. Ощущается и нехватка масштабных инновационных проектов. Их реализация сопряжена со многими трудностями, и далеко не все готовы за это браться. – На базе вашего предприятия функционирует Институт полимеров. Имея возможность проводить на единой с производством площадке научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, вы можете говорить о большей оперативности при внедрении и реализации инновационных продуктов? – Действительно, в сентябре 2001 года при участии нашего объединения состоялось открытие российско-германского Института полимеров в рамках программы «Трансформ» при участии Центра полимеров немецкого Вюрцбурга и Торгово-промышленной палаты Петербурга. Институт проводит комплексные научно-исследовательские работы в области наукоемких технологий, в частности подбор оптимальных материалов для выпуска изделий с заданными свойствами, новых рецептур. Тем не менее каждый такой проект для нас как первый: возникает масса трудностей, начиная от готовности персонала работать максимально гибко и заканчивая тем, что постоянно приходится искать новые пути решения поставленных заказчиком задач. Да и отлаженного механизма быстрой реализации инновационных продуктов на рынке пока нет. – Многие предприятия с советским прошлым сталкиваются с проблемой старения коллектива. А как она решается у вас? – Ведем работу с молодежью весьма активно – ребята приходят на работу к нам уже на третьем курсе университета. При внедрении инноваций делаем ставку на молодые кадры, так как они достаточно гибкие, способны адаптироваться и воспринимать новое, охотно обучаются. Молодежь – один из трех китов нашей кадровой политики. Другие два – это «старожилы» производства с огромным опытом и состоявшиеся профессионалы, приглашаемые со стороны. Хотя это гремучая смесь, требующая особого подхода в управлении. Это разные поколения, иногда с полярными взглядами на рабочий процесс и производственные задачи. Мы риски минимизируем путем создания инновационной среды и нацеленностью на выпуск конкурентоспособного продукта любой ценой. Среда для инноваций – Насколько конкурентен сегодня ваш рынок? – По масштабам отрасли наш завод небольшой, существуют гораздо более крупные предприятия. Но еще с советских времен сложилось, что у нас есть возможность на собственной площадке перерабатывать различные типы полимеров разными технологиями. Гиганты же в основном имеют четкую специализацию. Нам удается оставаться конкурентоспособными благодаря готовности браться за изготовление сложных изделий с заданными свойствами. Могут быть разные варианты работы с заказчиками. Наиболее простой – предлагать клиенту то, что ты можешь делать, тот продукт, который поставлен на поток. И гораздо более трудо— и наукоемкий подход – выяснить, что нужно заказчику. Как изделие должно вести себя при эксплуатации, какими свойствами обладать, какие задачи решать. Мы стараемся идти по второму пути. |