С 2010 года в особой экономической зоне «Алабуга» будет расположен индустриальный парк по производству автокомпонентов, в котором наряду с резидентами ОЭЗ будут представлены предприятия, не имеющие статуса резидента. По замыслу авторов, проект индустриального парка направлен как на развитие отрасли производства автокомпонентов, так и на повышение привлекательности ОЭЗ для предприятий малого и среднего бизнеса. По оценке экспертов, несмотря на то, что проект имеет инновационный характер, серьезно он не сможет повлиять на темпы развития особых экономических зон.
В 2010 году в особой экономической зоне «Алабуга» году будет начато строительство индустриального парка, где смогут разместиться предприятия малого и среднего бизнеса, специализирующиеся на производстве автокомпонентов. Предусматривается введение нескольких очередей индустриального парка. Первые две очереди составят около 70 тыс. кв. м. Размер инвестиций не раскрывается, однако известно, что финансирование проектных работ осуществляется за счет федерального бюджета через ОАО «ОЭЗ «Алабуга». Согласно концепции ОЭЗ «Алабуга» перспективным направлением индустриального парка может стать производство автокомпонентов из полимеров, так как сегодня в Татарстане производится вся гамма полимеров. Так, в Нижнекамске действует крупнейший производитель полимерной продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим», в Казани расположен крупный производитель полиэтилена — ОАО «Казаньоргсинтез», а в радиусе 400-километровой доступности находятся такие производители полимерной продукции, как ОАО «Уфахимпром» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Напомним, что в июне 2009 года Государственная Дума РФ одобрила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» и отдельные законодательные акты РФ», согласно которому планируется снизить минимальный порог инвестиций для вхождения в ОЭЗ промышленно-производственного типа с 10 до 3 млн евро. По мнению руководства ОЭЗ «Алабуга», факт снижения инвестиционного порога будет иметь особенное значение для производителей автомобильных компонентов, так как эта зона располагается в центре Поволжского автомобильного кластера, где сосредоточены крупные производители автомобильной техники, в том числе иностранные, стремящиеся к более высокому уровню локализации автокомпонентов. Сегодня в ОЭЗ «Алабуга» находятся два крупных автопромышленных предприятия группы компаний «Соллерс» — ООО «Соллерс-Елабуга» и ЗАО «Северстальавто-ИСУЗУ». По словам руководителя территориального управления РосОЭЗ по РТ Игоря Носова, как правило, крупные автопроизводители привлекают до 40-50 малых и средних предприятий-сателлитов. «Получив статус резидента ОЭЗ, малые и средние предприятия получат возможность использовать налоговые и таможенные льготы, готовую инфраструктуру и выгодное географическое положение ОЭЗ, однако в индустриальном парке смогут разместиться и представители малого и среднего бизнеса без получения статуса резидента», — отметил господин Носов. Однако, несмотря на столь явную инновацию, участники рынка скептически отнеслись к предложению стать резидентами ОЭЗ без статуса резидента. Так, по мнению заместителя коммерческого директора по связям с общественностью ПО «Начало» Яна Ваславского, снижение инвестиционного порога способно стимулировать рост числа компаний, работающих в данном парке, однако вряд ли будет придан мощный стимул его развитию. «Главной целью для большинства компаний сегодня является сохранение и укрепление финансовой стабильности, а также борьба за рынок в условиях обусловленного кризисом падения спроса», — отметил господин Ваславский. Он также отметил, что подобные индустриальные парки могут быть привлекательны для иностранных игроков, желающих войти или расширить свое присутствие на российском рынке, либо для новичков рынка, намеревающихся воспользоваться данными преференциями и начать новый бизнес, а также для компаний, арендующих базу и не имеющих в собственности значительных земельных или производственных активов. «Предприятиям, у которых уже есть свои площадки, часто довольно большие по размеру и серьезные с точки зрения инфраструктуры, вряд ли имеет смысл даже планировать подобные переезды или расширения», — считает господин Ваславский. Впрочем, по словам генерального директора ЗАО ПК «Технотрон» Сергея Хрипуна, производителям автокомпонентов интересно быть территориально ближе к крупным автопредприятиям, не становясь при этом резидентами. «Конечно, все нужно просчитывать с точки зрения экономической выгоды, но я знаю, что, когда компания около 90% продукции производит из российского сырья для предприятий российского автопрома, она как минимум не нуждается в таможенных преференциях», — рассказал господин Хрипун. По мнению заместителя директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, отсутствие статуса резидента Особой экономической зоны для участников индустриального парка это существенный шаг вперед, однако определяющий фактор — что производить и куда поставлять, организация логистики, сбыта продукции. «Индустриальный парк станет в разы привлекательнее, если тот же «Соллерс» выступит заказчиком для тех или иных компаний», — уверен господин Удалов. По материалам www.g9e.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|