АвтоВАЗ выбрал поставщиков, которым могут быть предоставлены налоговые преференции
ОАО «АвтоВАЗ» передало в самарское облправительство список поставщиков, которых автозавод считает ключевыми. В перечень вошли 98 предприятий из разных российских регионов, которые в 2009 году могут поставить комплектующих на 45 млрд рублей. Сформировать такой список тольяттинскому автозаводу предложило 28 июля 2009 самарское региональное правительство после совещания, посвященного ситуации на АвтоВАЗе. Напомним, с 1 августа 2009 автозавод на месяц остановил главный конвейер, чтобы избавиться от излишка нераспроданных машин (порядка 85 тыс. автомобилей). Комментируя решение руководства АвтоВАЗа приостановить производство, отраслевые аналитики и представители производителей автокомпонентов говорили тогда о возможном банкротстве его поставщиков, которые останутся без заказов. В свою очередь, АвтоВАЗ и региональные власти решили выделить ключевых производителей автокомплектующих, чтобы оказать им государственную поддержку. В настоящее время в базе АвтоВАЗа, по данным пресс-службы завода, около 900 поставщиков (с учетом субпоставщиков).
В перечень ключевых смежников автозавода попали 40 предприятий, расположенных на территории Самарской области. Среди них, к примеру, тольяттинское ООО «ДСК» (ориентировочная сумма договора с автозаводом в 2009 году — 1,8 млрд рублей), сызранское ОАО «Пластик» (договор на 3,26 млрд рублей), входящие в группу «СОК» ЗАО «Вазинтерсервис» (договор на 2,6 млрд рублей) и ЗАО «Мотор-Супер» (договор на 1,1 млрд рублей), самарское ОАО «Завод им. Тарасова» (договор на 580 млн рублей) и др. В областном министерстве промышленности сообщили, что сейчас ведомство проводит переговоры с банками о рефинансировании кредитов поставщиков из Самарской области, вошедших в список. «Уже есть положительное решение со стороны Сбербанка и ВТБ, — отметил высокопоставленный собеседник в министерстве. — Думаю, что договоренности будут достигнуты со всеми кредитными организациями». О какой сумме в целом может идти речь, в ведомстве не уточнили, сославшись на отсутствие такой информации. «Кроме того, готовится письмо о предоставлении налоговых каникул на год для поставщиков АвтоВАЗа и о реструктуризации задолженности по налоговым платежам за этот период с рассрочкой на пять лет», — отметили в министерстве. По словам собеседника, региональное правительство может рассмотреть и вопрос об увеличении суммы в бюджете области, предназначенной на предоставление государственных гарантий. В этом году средства на эти цели предусмотрены в размере 477,7 млн рублей, 360 млн из которых уже получил Самарский областной фонд жилья и ипотеки.
Один из топ-менеджеров «Завода им. Тарасова» (ЗИТ, входит в ГК «Тадем») говорит, что сейчас решается вопрос о рефинансировании кредита ВТБ в размере 160 млн рублей — это месячный оборот компании. Пока же с 17 июля платежи просрочены. «Если «налоговые каникулы» будут введены, это позволит нам пополнить оборотные средства, недостаток которых сейчас ощущается особенно остро, — говорит собеседник. — Годовой объем налогов, перечисляемых в бюджеты всех уровней, измеряется сотнями миллионов рублей». Представитель группы «СОК» Дмитрий Румянцев назвал меры «безусловно необходимыми».
«Федеральные власти могут согласиться на налоговые каникулы, — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — С местными же властями ситуация сложнее — зачастую налоги от этих предприятий являются чуть ли не единственным источником доходов местных органов власти, и вряд ли они так просто согласятся на такие «жертвы». Возможно, областные власти пообещают им взамен какую-то помощь». По мнению эксперта, правительству нужно также проверить, как эта «благотворительность» соотносится с действующим законодательством.
«Возможно, кредиты будут рефинансированы через госбанки, — полагает аналитик ВТБ-Капитал Владимир Беспалов. — Сейчас от положения поставщиков зависит существование АвтоВАЗа, и, наверное, правительство будет оказывать поддержку этим предприятиям». «Поставщики, не вошедшие в этот список, продолжат работать, если они производят продукцию, которой нет альтернативы на рынке, часть поставщиков уйдет с рынка, но это будет не одномоментный процесс», — считает господин Беспалов.
Примечательно, что, составив список своих ключевых смежников, АвтоВАЗ практически сразу сообщил о желании модернизировать базу поставщиков. 11 августа 2009 пресс-служба автозавода официально обнародовала основные принципы программы «повышения качества комплектующих и системы закупок». В частности, она предполагает создание линейки системных поставщиков первого уровня и переход на модульную сборку, отказ от работы с компаниями, продающими брак, и привлечение иностранных производителей автокомпонентов. «Такой подход должен привести к сокращению количества поставщиков до 40-50 предприятий, — отмечается в сообщении пресс-службы автозавода. — В настоящее время в базе АвтоВАЗа более 300 поставщиков, осуществляющих поставки непосредственно на конвейер».
Отраслевые аналитики, тем не менее, считают логичным, что государство окажет поддержку сотне поставщиков. По мнению Владимира Беспалова, если АвтоВАЗу и удастся сократить число смежников, то это возможно лишь в долгосрочной перспективе. «Вряд ли останется 40 поставщиков, — отметил он. — Кроме того, переход на импортные комплектующие означает удорожание производства. Учитывая, что рентабельность АвтоВАЗа и сейчас минимальна, переход на более дорогие комплектующие лишь приблизит завод к банкротству».
|