Власти Тольятти и Жигулевска намерены создать на своей территории автокомпонентный кластер. Речь идет о развитии уже имеющегося и строительстве нового производства мощностью порядка 2 млн комплектующих в год. В ближайшее время авторы идеи намерены представить проект на рассмотрение в правительство Самарской области. Эксперты сомневаются в том, что проект может быть реализован, поскольку все прогнозы по срокам восстановления мирового автомобилестроения выглядят весьма пессимистичными. Как пояснил первый вице-мэр Жигулевска Николай Лысов, речь идет о развитии имеющегося и создании нового производства автокомплектующих на территории Жигулевска и Тольятти. «Идея в том, чтобы создать производство, ориентированное не только на АвтоВАЗ», — отметил господин Лысов. По его словам, в течение года может быть разработана концепция создания кластера. По предварительным планам, он должен иметь мощность порядка 2 млн комплектующих в год. «Есть около 25 компаний, с которыми мы намерены провести переговоры, — пояснил Николай Лысов. — Среди них, к примеру, японская Takata, немецкая TRV». Также планируется проводить переговоры и с российскими компаниями. Необходимый объем инвестиций пока не просчитан. Как отметил Николай Лысов, в ближайшее время идея должна быть представлена на рассмотрение в региональное правительство. Заняться продвижением проекта инициаторы проекта могут предложить ОАО «Корпорация развития Самарской области». По мнению городских властей, создание кластера позволит трудоустроить порядка 10 тыс. человек. Стоит отметить, ранее уже неоднократно озвучивались идеи по развитию производства автосоставляющих в регионе. В частности, в середине февраля 2008 года в ОАО «АвтоВАЗ» появился проект «Парк поставщиков по производству высокотехнологичных автокомпонентов» (ППВА), который должен был стать основной составляющей ОАО «Тольяттинский промышленно-технологический парк». В проект планировалось привлечь более 50 мировых производителей деталей, предоставлять им льготы и помощь в юридическом обеспечении производства. Предлагалось за счет ППВА обеспечивать продукцией половину российского рынка автокомпонентов. В настоящее время проект не реализован. Кроме того, год назад ГК «Ростехнологии», ОАО «АвтоВАЗ», входящее в состав госкорпорации, и ИК «Тройка Диалог» (владеет 25% акций волжского автозавода) заявили о создании холдинга по производству автокомпонентов. Предполагалось, что «Тройка Диалог» будет финансовым инвестором проекта стоимостью несколько сот миллионов долларов. В конце лета 2008 было зарегистрировано юрлицо «Объединенные автомобильные технологии». Сейчас холдинг находится в стадии формирования. В него вошли порядка 14 предприятий, выпускающих автокомпоненты в Пензенской, Ульяновской, Рязанской и других областях. В правительстве области сдержанно прокомментировали идею создания автокомпонентного кластера. «Сейчас есть три предложения по развитию этого направления, — отметил министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин. — Все они обсуждаются, но до бизнес-плана пока не доведен ни один». Эксперты сомневаются, что в настоящее время стоит рассчитывать реализовать проект по строительству новых производств. «Сейчас можно лишь вести разговоры, делать проект, оформлять землю, — говорит генеральный директор «Балаковорезинотехники» (поставщик АвтоВАЗа) Евгений Ефремов. — Кроме того, иностранные производители автокомпонентов не идут в Россию, потому что у нас слишком маленькие объемы производства машин. В основном заводы, кроме АвтоВАЗа, делают менее 100-150 тыс. автомобилей в год». По его словам, при таком производстве выпуск автокомпонентов становится низкорентабельным. «Идея выглядит непроработанной, потому что сначала следовало бы провести переговоры с потенциальными покупателями тех комплектующих, которые собираются производить здесь, — отметил ведущий эксперт УК «Фиам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Практически у всех автозаводов, работающих в России, налажены связи с производителями комплектующих, и они не собираются их так просто менять. К тому же неизвестно, какие именно комплектующие хотят производить здесь. Вдобавок предприятиям кластера надо будет еще сертифицировать свою продукцию, а это дело тоже хлопотное и небыстрое». Также эксперт напомнил, что восстановление мирового автопрома откладывается с каждым прогнозом на все более поздний срок. «В этих условиях создание такого кластера теряет всякий смысл, — подытожил господин Баранов. — Будет логично, если власти проведут сначала переговоры с автопроизводителями, выяснят их потребности, а уже затем будут реализовывать идею это кластера». По материалам www.kommersant.ru С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|