Конец 2008 года, ознаменовавшийся резким падением платежеспособного спроса в российской экономике, снижением темпов ввода в эксплуатацию готового жилья и замораживанием инвестиционных проектов, стал периодом, когда в России, наверное, впервые за последние 10 лет наблюдался не рост стоимости строительных материалов, а, наоборот, их резкое падение. Цены на строительные материалы снижались по всему спектру товарных групп: от бетона и арматуры до латунных фитингов и пластиковых трубопроводов. Предприниматели и их клиенты уходили с рынка, точнее – бежали с него, предчувствуя увеличение стоимости заемных средств и снижение выручки от реализации. Повальное падение рентабельности стало главной приметой времени… И не только в России. По данным департамента ценообразования в строительстве Ассоциации Строителей России, общее снижение рублевых цен на основные строительные материалы, начавшееся в сентябре-октябре 2008 г., к маю 2009 г. составило – 16%. А, как известно, рубль за это время потерял относительно бивалютной корзины порядка 20% стоимости. Т. е. в валютном выражении стоимость строительных материалов снизилась более чем на 30%. Снижение цен на строительные материалы привело к снижению рублевой себестоимости строительства за период с сентября 2008 г., на – 12,6%. Эти цифры являются официальными и основаны на информации, предоставляемой сметными отделами проектных организаций. «По данным российских производителей и компаний, занимающихся дистрибьюцией строительных материалов и элементов инженерных систем, по некоторым товарным группам суммарное снижение цен за указанный период доходило до – 30–40%», – комментирует ситуацию эксперт отдела маркетинга компании «Эгопласт» Попов Дмитрий. Столкнувшись с резким уменьшением объемов потребления перерабатывающими предприятиями строительной сферы, заводы-производители сырья были вынуждены подстраиваться под рыночную конъюнктуру, резко снижая отпускные цены. У многих из них в конце 2008 г. наблюдалось затоваривание складов, и сырье, уходило по ценам близким к себестоимости. Такая ситуация, в частности, была и на рынке полимерных материалов (полиэтилена, полипропилена и т. д.). На графике, представленном информационным порталом plastinfo.ru, находит свое подтверждение все сказанное выше. График представляет собой изменение индекса стоимости базовых марок полипропилена (как универсальных марок, так и предназначенных исключительно для литья и экструзии). Индекс является сводным, однако в полной мере отражает общие тенденции рыка: после глубокого обвала цены на полипропилен не просто стабилизировались, но начали постепенно расти. С января текущего года цены в среднем выросли с 30 до 40 тыс. руб. за тонну. До пиковых значений сентября – октября прошлого года еще очень и очень далеко, однако рост отгрузочных цен на 30% явление уже знаменательное. |