С другой стороны, наличие сразу нескольких заводов в одном регионе позволяет их работникам и администрациям решать свои проблемы на рынке труда в условиях здоровой конкуренции. Работники, не удовлетворенные оплатой или условиями труда, чувствуют спрос на свои услуги и могут попытать счастья на новом месте. А вновь открывающиеся заводы могут привлечь конкурентной зарплатой сотрудников с опытом, которые способны создать костяк коллектива. Значительная часть рабочих нового завода Nissan уже имеет опыт работы на других петербургских автосборочных предприятиях. Конечно, до социального партнерства еще далеко, однако лидер профсоюза российского предприятия Ford Алексей Этманов недавно заявил, что рабочие завода готовы выпускать по пятницам, которые с июня на предприятии станут выходными днями, дешевую версию модели Ford Focus, на которую распространяется действие правительственной программы льготного автокредитования. Сейчас, по словам Этманова, очередь на данную модель в некоторых регионах достигает года. По подсказке Эта самая доступная модификация Ford Focus, которая оснащается минимальным набором дополнительного оборудования и комплектуется мотором объемом 1,4 л, пока занимает всего несколько процентов в общей производственной программе завода. Как ранее заявляли представители Ford, до кризиса эта модель практически не пользовалась спросом, а статистики о том, насколько интерес к ней изменился после вступления в силу программы льготных кредитов, пока нет. Зато такая статистика роста спроса на бюджетные модели есть в Европе, где некоторые заводы наращивают выпуск машин. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), из-за бурного роста спроса продажи автомобилей Logan в Европе выросли и в апреле 2009 румынский завод Dacia увеличил их выпуск на 60% (по сравнению с предыдущим месяцем). Еще одной причиной роста спроса являются правительственные программы по стимулированию обновления автопарка, действующие во многих европейских странах, включая Германию, Францию и Италию – крупнейшие рынки этого региона. В России тоже действует программа стимулирования сбыта – за счет субсидирования государством процентной ставки при кредитовании покупки автомобилей российского производства стоимостью до 350 тыс. рублей. Президент и управляющий директор компании Ford в РФ Найджел Брэкенбери еще в апреле предложил правительству РФ распространить программу льготных автокредитов на все машины российского производства, а не только на самые дешевые. С Найджелом Брэкенбери согласен и Алексей Этманов. «Почему у нас вкладываются миллиарды в АвтоВАЗ, но при этом программа поддержки других автопроизводителей на территории России недостаточно существенна?» – спрашивает Этманов. Лишь после того как стало ясно, что государственная программа субсидирования автокредитов практически провалилась (по итогам апреля на нее пришлось не более 3% общих продаж автомобилей), Минпромторг выступил с новым предложением. Министерство планирует расширить программу льготного автокредитования физических лиц за счет расширения списка авто, которые можно будет купить в кредит со ставкой, субсидируемой государством, и поднять максимальную цену до 600 тыс. рублей. Вместе с тем программа субсидирования автокредитов, запущенная государством, оказала позитивное влияние на рынок за счет того, что привлекла в автоцентры клиентов. На это сразу среагировали маркетологи. В результате сделать машины более доступными в период кризиса решили сами автоконцерны и крупные дилерские холдинги – о запуске собственных кредитных программ заявили сразу несколько компаний. И не просто так в Санкт-Петербурге в прошлом году автомобилей Ford продано больше, чем машин марки Lada, а доля легковых иномарок в автопарке города (52%) больше, чем в Москве. Характерно, что из первой десятки марок, занимающих лидирующие позиции в петербургском парке легковых автомобилей, шесть уже имеют или строят сборочные заводы в нашем регионе. Это тоже кластерный эффект – выпускаемые на петербургских сборочных заводах марки обладают повышенной привлекательностью для горожан, а политики и чиновники говорят об участниках петербургского автокластера как о важнейших элементах новой петербургской промышленности. Так работает и помогает зарабатывать гений места. По материалам «Эксперт Северо-Запад» №21 (418) С анализом товарной структуры импорта автомобильных молдингов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Товарная структура импорта автомобильных молдингов в Россию».
|