Кооперация пошла Один из действенных инструментов повышения объемов производства – расширение модельного ряда собираемых автомобилей. «Мы изучаем разные варианты развития нашего российского производства, но дальнейшие планы и переговоры с поставщиками не озвучиваем», – заявил директор по связям с общественностью компании GM CIS Сергей Лепнухов. В числе прочих GM рассматривает возможность производства на заводе в Шушарах новой модели Opel Insignia. Это первая модель, реализованная на платформе Epsilon II для автомобилей D-класса. Ее продажи стартовали в России в феврале этого года, и, по словам дилеров компании, интерес к этому автомобилю со стороны покупателей достаточно высок. Президент «КИА Моторс Рус» Хан Чанг Киун сообщил, что южнокорейская компания Kia Motors, входящая в Hyundai Kia Automotive Group, планирует выпускать на строящемся заводе Hyundai в Петербурге автомобили малого класса, которые должны прийти на смену модели Kia Rio. Генеральный директор «Хендэ Мотор СНГ» Керри Чо сообщил, что техническая возможность для выпуска моделей Kia на заводе Hyundai предусмотрена, однако окончательное решение по этому поводу еще не принято. «На первом этапе на петербургском заводе будет осуществляться выпуск только автомобилей марки Hyundai, а дальнейшие решения мы собираемся принимать исходя из ситуации на рынке», – заявил Керри Чо. Производители автокомпонентов тоже ищут возможности для увеличения объемов производства за счет расширения портфеля заказами разных автопроизводителей. На открытии завода Stadco испанской компании Gestamp Automocion ее генеральный директор Automocion Франциско Риберас посетовал, что в связи с сокращением объемов заказа от Ford предприятие пока загружено чуть более чем на 50%. Однако уже летом загрузка увеличится, так как завод начнет выполнять заказы на сварку некоторых кузовных элементов для петербургского завода General Motors. А через год здесь начнется выпуск крупногабаритных элементов кузовов для автомобилей Chevrolet Cruze, сборка которых должна стартовать на петербургском заводе General Motors летом текущего года. В планах – наладить изготовление штампованных компонентов и собранных из них кузовных элементов и для других автопроизводителей, о чем сейчас ведутся соответствующие переговоры. Однако маневры с модельным рядом выпускаемых автомобилей и кооперация пока не могут решить всех проблем с загрузкой мощностей. В условиях низкого спроса, вызванного уменьшением доходов населения и ухудшением условий кредитования, сборочные предприятия не хотят увеличивать товарные запасы и вынуждены осуществлять периодические остановки производства (в мае останавливали конвейер и Ford, и GM), работать по сокращенному графику, что обострило отношения с работниками сборочных автозаводов. Человеческий фактор В связи с переходом с 8 июня 2009 всеволожского завода Ford на сокращенный график рабочие провели митинг. Директор по связям с общественностью Ford Russia Екатерина Кулиненко сообщила, что из-за снижения спроса на машины персонал до 5 октября 2009 будет трудиться в три смены четыре дня в неделю. Однако профсоюз завода подсчитал, что это приведет к 20−процентному сокращению заработной платы, которая сейчас составляет в среднем 27 тыс. рублей, и обратился с жалобой в прокуратуру и Гострудинспекцию. У профсоюза петербургского завода GM другая проблема – недавний переход с трехдневной на четырехдневную рабочую неделю пока не сопровождается повышением зарплаты. Сокращенный трехдневный график введен на заводе с момента его запуска в начале 2009 года. Тогда руководство обосновало такой шаг слабым спросом на автомобили и в связи с этим сократило зарплату работникам. Переход на четырехдневную рабочую неделю, который привел к росту производства на 20%, не сопровождается соответствующим ростом зарплаты. При этом, по мнению профсоюза, из-за отсутствия официального норматива дневного производства рабочие не могут оспорить размер зарплаты в суде. Профсоюз уже провел акцию протеста, в ходе которой недовольные зарплатой рабочие завода за деньги мыли машины у станции метро «Купчино». Характерно, что предприятия не проводят сокращений численности персонала, опасаясь потерять подготовленные кадры. Кадровый дефицит отмечался специалистами как один из значимых рисков создания петербургских автосборочных производств. Однако особых проблем с комплектованием персонала ни один из заводов не испытывал, хотя отбор был достаточно жесткий. Так, Toyota при наборе 600 человек персонала рассмотрела около 10 тыс. претендентов.
|