Иллюстрация: Владимир Басов Президент Белоруссии Александр Лукашенко недавно подписал указ «О мерах по развитию производства легковых автомобилей», цель которого – привлечение иностранных инвестиций в строительство сборочных производств легкового автотранспорта за счет создания более привлекательных условий, чем существующие, в том числе в Российской Федерации. Само решение можно признать запоздалым, однако оно является явным признаком зависти соседней страны и косвенным признанием успехов российской программы промышленной сборки иномарок. Даже в условиях спада мирового автопрома российские проекты по сборке иномарок продолжают реализовываться – открываются новые сборочные заводы и производства автокомплектующих. Этому во многом способствует концентрация сборочных производств в определенных районах, в том числе в Санкт-Петербурге. Начинают проявляться кластерные эффекты, и гений места оказывает благотворное влияние не только на производственную кооперацию, но и на рынок в целом. Все по плану Церемония открытия нового сборочного завода Nissan пройдет, как планируется, 2 июня в присутствии первых лиц российского государства и японского автопроизводителя. В условиях кризиса это событие использовано государством и корпорацией по полной программе. Однако для Петербурга, где даже в столь сложные времена продолжает формироваться автомобильный кластер, оно стало пусть и не рядовым, но и не единичным позитивным сигналом. Кризисная волна не смогла помешать реализации не только этого проекта. Испанская компания Gestamp Automocion открыла производство кузовных элементов во Всеволожске (Ленинградская область). С запуском первой очереди производитель начнет поставку готовой продукции на расположенный рядом всеволожский завод Ford. В поселке Левашово поставщики «Хендэ Мотор Компани» начали строительство промышленного парка по производству автокомплектующих. Совместные инвестиции семи корейских фирм через управляющую компанию «Сангву Хайтек Рус» составят около 3−4 млрд рублей, что позволило включить промышленный парк в перечень стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга. Новое производство рассчитано на выпуск компонентов и оборудования для 100 тыс. автомобилей в год, создаст более тысячи рабочих мест и будет введено в строй к концу 2010 года. Характерно, что располагается оно по соседству с уже строящимся сборочным заводом Hyundai Motor. Правительство Петербурга приняло постановление о проектировании и строительстве в поселке Шушары, рядом со сборочными производствами General Motors и Toyota, завода по изготовлению автомобильных компонентов канадской компании Magna International. В строительство завода, которое должно начаться в этом году и завершиться в 2010−м, будет вложено около 3 млрд рублей. Все эти проекты реализуются во многом благодаря влиянию якорных сборочных производств, о чем свидетельствует место их расположения – рядом с основными потребителями продукции. Однако в условиях кризиса зарубежные автопроизводители тоже испытывают определенные трудности, поэтому им приходится маневрировать. По данным Reuters со ссылкой на представителей компании, Hyundai Motor планирует привлечь кредит в размере 250 млн евро на строительство завода по производству автомобилей в Санкт-Петербурге. Действующие предприятия вынуждены подгонять свои производственные планы под текущий спрос, который в этом году значительно снизился. Адаптивная сборка По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой выпуск легковых автомобилей в годовом исчислении в первом квартале 2009 года составил 45 млн машин, что почти в два раза меньше суммарных производственных мощностей. Оптимистический прогноз обещает некоторое оживление во второй половине года и выход на объемы около 54,9 млн автомобилей, что будет самым низким показателем с 2001 года. Однако если в 2001−м на долю стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) приходилось всего лишь 5,1 млн автомобилей (9% от общего объема производства), то в этом году их доля составит 13,8 млн (25%). В России, по данным Минэкономразвития, производство легковых автомобилей в первом квартале сократилось на 62,9%, в основном за счет российских марок. АвтоВАЗ снизил выпуск на 71,2%, УАЗ – на 79,1%, а ГАЗ производство легковых автомобилей практически прекратил. Сборка иномарок в России упала на 50,9%, до 66,2 тыс. авто. Лучшие показатели у завода Volkswagen в Калуге (выпускает Volkswagen и Skoda) – минус 7,5% (12 тыс. 495 штук). Всеволожский Ford снизил производство на 19,4%, до 12 тыс. 668, «Автофрамос» (выпускает Renault Logan) – на 36,9%, до 12 тыс. 551 машины. Лидером падения стал калининградский «Автотор» (минус 71,2%, до 7 тыс. 884 штук). Практически все сборочные заводы подстраиваются под спрос и снижают объемы производства. Некоторые специалисты считают, что снижение объемов продлится еще несколько месяцев – до тех пор, пока склады не очистятся от прошлогодних машин. После этого производство приведут в соответствие с текущим спросом. Эксперты не обещают быстрого восстановления спроса. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев ожидает, что продажи легковых автомобилей в России в этом году упадут на 60%. В этих сложных условиях производители ищут возможности для повышения эффективности за счет более гибкой производственной политики и кооперации.
|