Текущие цены на каучук уже снизились в 2–2,5 раза по сравнению с уровнем начала прошлого года. В дальнейшем, как сообщило агентство Bloomberg, стоимость каучука может рухнуть на 35% на фоне снижения продаж шин из-за ослабления спроса на автомобили. В настоящее время большинство российских предприятий химической промышленности испытывает значительное снижение спроса на свою продукцию. Однако в перспективе можно ожидать реализации некоторых инвестиционных проектов в отрасли и смежных секторах. По данным International Rubber Study Group., производители шин — основные потребители натурального и искусственного каучука — могут сократить продажи продукции на 6,8% в2009 году. Одновременно поставки из Таиланда, который является мировым лидером по экспорту натурального каучука, вырастут после сезонного снижения. За последние 4 месяца цены на натуральный каучук выросли на 42% — до 1530 долларов за тонну, что на 18% больше, чем стоимость его искусственного аналога, производимого из нефтепродуктов. «Я ожидаю снижения цены на каучук в направлении 1000 или 1200 долларов за тонну к концу сентября, если экономика не начнет расти», — заявил аналитик ведущего каучукового трейдера Японии Marubeni Феликс Йео. Прогноз о падении стоимости каучука до 1000 долларов за тонну к концу 2009 года или в 2010 году поддерживают многие ведущие аналитики отрасли. Спрос будет сокращаться, поскольку люди покупают меньше машин и реже меняют шины, утверждают эксперты. Продажи автомобилей в США упали на 37% в марте, в Японии — на 32%, до минимума за три десятилетия. Рост цен на сырье на мировых рынках в этом году является преждевременным, поскольку отсутствуют достоверные данные об улучшении спроса, отмечает представитель Diapason Commodities Management Шон Корриган. Доля натурального каучука в общем объеме производства составляет 30%. Ведущие мировые производители натурального каучука — страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Китай). Благодаря уникальным свойствам натурального каучука, он незаменим при производстве крупногабаритных шин, способных выдерживать нагрузки до 75 тонн. Лучшие фирмы-производители изготавливают покрышки для легковых автомобилей из смеси натурального и синтетического каучука. Поэтому более 60% натурального каучука используют для изготовления автомобильных шин, тогда как в сыром виде применяют не более 1% добываемого натурального каучука. Россия сохраняет позиции экспортера мирового значения и на внутреннем рынке потребляется примерно половина выпускаемой в стране продукции. Так, предприятие «Тольяттикаучук» выпускает синтетический каучук, три марки которого (СКМС-30 АРКМ-15, СКИ-3 и БК-1675Н) были в среду отобраны для изготовления на их основе государственного стандартного образца, и экспортирует его в Китай, Индию, Бельгию, Нидерланды, США, Великобританию, Венгрию. Основными потребителями синтетического каучука являются шинные заводы, а около 40% идет на широкий ассортимент резинотехнических изделий (более 50 тысяч наименований), среди которых наиболее заметное место занимают технические изделия из мягкой резины, подошвы для обуви, ленточные транспортеры, разнообразные трубы и шланги всех видов, электроизоляция, герметики, клеи, краски на латексной основе и т. д. Россия: «Тольяттикаучук» Как сообщили в пресс-службе «Тольяттикаучука», плановые показатели первого квартала текущего года по выпуску каучуков были выполнены на 102%, но можно отметить, что общий объем выпускаемой продукции в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 25–40% (в зависимости от марки каучука). Снижение объема связано с общемировым падением спроса на продукцию нефтехимической промышленности. Впрочем, как и на продукцию практически всех других отраслей. «Цена на синтетический каучук на мировом рынке в настоящее время ниже в 2–2,5 раза уровня цен начала прошлого года. Тем не менее, в настоящее время на предприятии работают все основные производства, но как отмечалось выше, с пониженными нагрузками. Самая ближайшая задача — выйти на безубыточный уровень работы. Несмотря на объективные финансовые трудности, корпоративный центр продолжает инвестировать средства в проекты по повышению мощностей производства, снижению издержек. Это позволяет говорить, в конечном счете, об оптимистичном взгляде на перспективы развития предприятия», — заявил представитель пресс-службы. В пресс-службе также заверили, что качество каучука, производимого «Тольяттикаучуком», полностью соответствует требованиям крупнейших мировых потребителей. Поэтому не случайно один из лидеров мировой шинной промышленности — компания Pirelli — сейчас рассматривает возможность строительства своего завода в Тольятти. По материалам RCCNews
|