В условиях кризиса Правительство РФ проводит стратегический курс, направленный на поддержку отечественной автоиндустрии и сборочных производств международных автоконцернов. Считается, что, являясь «локомотивом» экономики, автопром будет способствовать стабилизации и развитию других отраслей, в частности полимерной индустрии – поставщика пластиковых деталей и комплектующих. Какие шансы у российских компаний в этом бизнесе? В последние 20 лет в мире наблюдается тенденция увеличение доли стоимости компонентов в автомобиле. Дело в том, что их производство технологически и кооперационно более сложное и продвинутое, нежели, непосредственно, сборка – в частности, «отверточные производства», создаваемые мировыми гигантами в России. Поэтому автопром станет двигателем прогресса» и начнет приносить ощутимый экономический эффект только в том случае, если страна сама будет его обеспечивать комплектующими. Сегодня государство делает все возможное, чтобы мировых автоконцерны приходили на российский рынок (и не уходили в условиях кризиса, не закрывали заводы). Меры – вплоть до отмены ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты для «отверточных» площадок. Считается, что в перспективе импортные комплектующие будут заменены на отечественные – то есть, произойдет локализация. Как же обстоит ситуация сегодня в данной сфере? Какие перспективы у российской полимерной индустрии как потенциального поставщика сырья и пластиковых изделий для автоиндустрии? Выпуск каких компонентов сегодня актуален? Newchemistry связался с участниками рынка. Трудности «перевода» За последние годы роста в России было запущено множество проектов в области пластпереработки. Казалось бы, что может быть проще: купил оборудование (компаундер, экструдер, термопластавтомат) и наладил выпуск нужных деталей. Это вполне могут сделать те же поставщики АвтоВаза, ГАЗа… Но ситуация выглядит совсем иначе. И тот же АвтоВаз часть полимерных изделий закупает по импорту (именно с этим, по словам его представителей, связано «кризисное» подорожание автомобилей). Говоря о пластиковых комплектующих (не беря в расчет такие детали, как, например, коврики, наклейки и т.д.), локализацию на деле (в пределах 40-50%) провели только две компании – Ford (Focus) и Renault (Logan) – на питерской и московской площадках соответственно. Большинство российских производителей оказались не готовы к уровням требований международных стандартов (ISO 9000, ISO/ТУ 16949 и ISO 14000) и не в состоянии обеспечить выпуск необходимой номенклатуры материалов комплектующих. (В частности, полипропиленовые компаунды для автопрома поставляет лишь один российский производитель – компания «Полипластик».) Таким образом, сегодня в России львиная доля пластиковых компонентов (как и компаундов – материалов для их производства), поставляемых для сборочных предприятий мировых автоконцернов – импортные Но дело здесь не только в слабой производственно-технологической базе и соответствии стандартам качества. Главное - в сформировавшихся за долгие годы принципах работы мирового автопрома, его взаимоотношений с поставщиками. Поскольку работа автоконцернов жизненно зависит от поставок комплектующих, за долгие годы сложились определенные цепочки (партнерские связи). То есть каждая компания на глобальном рынке сотрудничает с определенной группой поставщиков, которых она будет придерживаться и при работе на российском рынке. (Та, в свою очередь, также имеет своих партнеров, например, поставщиков оборудования.) Таким образом, вопрос перехода «сборщиков» на отечественные автокомпоненты тесно связан с приходом на российский рынок их глобальных партнеров (такие, как Faurecia, Magna, Magneti Marelli и др.). Шансы какого-либо российского пластпереработчика самому по себе стать партнером, например, для BMW – ничтожно малы. Более вероятен вариант создания глобальным производителем автокомпонентов собственного производства в России или же совместного предприятия с российской компанией (естественно, в сотрудничестве и под контролем автоконцерна). В этом случае легче решаются вопросы, связанные с документацией, сертификацией продукции, а также проблемы технологического обеспечения. В частности, новому российскому производителю предоставляется оснастка (стоимость одной пресс-формы составляет ~500 тыс. евро, - половину от стоимости линии). И удачные примеры такого сотрудничества имеются. |